У р о к 120.
РЕШЕНИЕ «УСЛОЖНЕННЫХ» УРАВНЕНИЙ
Цели: рассмотреть способы решения «усложненных» уравнений; совершенствовать навыки решения уравнений; развивать умение рассуждать и объяснять способ действия.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
РЕШЕНИЕ «УСЛОЖНЕННЫХ» УРАВНЕНИЙ
У р о к 120.
Цели: рассмотреть способы решения «усложненных» уравнений;
совершенствовать навыки решения уравнений; развивать умение рассуждать и
объяснять способ действия.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 551.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
в) (80 ∙ 60) – (6 ∙ 4)
г) (80 ∙ 60) ∙ (6 ∙ 4)
а) (80 ∙ 60) + (6 ∙ 4)
б) (80 ∙ 60) : (6 ∙ 4)
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
– Запишите каждое предложение уравнением и найдите его корень.
а) Неизвестное число больше 91 на 13.
б) Неизвестное число увеличили на 548 и получили 723.
в) Число 7200 уменьшили в несколько раз и получили 90.2. З а д а ч а.
В городской библиотеке было а книг, а в школьной – b книг. За год число
книг в городской библиотеке увеличилось на c шт., а в школьной – на k шт.
Сколько всего книг стало в двух библиотеках?
– Выберите буквенное выражение, которое является решением данной
задачи:
а) (а + с) + (b + k) б) (а + с) – (b + k)
– Найдите значение выражения а), если:
а = 2000, с = 20, b = 1000, k = 10.
– Измените вопрос задачи так, чтобы ее решением было выражение б). (На
сколько книг больше стало в городской библиотеке, чем в школьной?)
3. По схеме составьте выражение:
а)
б)
в)
О т в е т ы:
а + x + в
в – (а + x)
а + в – x
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 488).
– Вставьте в «окошко» выражение 4 ∙ x.
+ 30 = 50
– Как найти корень данного уравнения: 4 ∙ x + 30 = 50?
Учащиеся (рассуждают). Сначала нужно найти значение буквенного
x, которое является первым слагаемым. Для этого
выражения 4 ∙
воспользуемся правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Получим: 4 ∙ x = 50 – 30
4 ∙ x = 20
Теперь найдем значение x:
x = 20 : 4
x = 5.
– Сравните свои рассуждения с ответом Миши (с. 149 учебника).2. З а к р е п л е н и е н о в о й т е м ы (задание на доске).
– Вставьте в «окошко» выражение 5 ∙ y. Какие уравнения получили?
а) + 60 = 110
5 ∙ y + 60 = 110
б) 210 – = 160
210 – 5 ∙ y = 160
– Каким компонентом в каждом уравнении является выражение 5 ∙ y? (В
первом уравнении – это слагаемое, во втором – вычитаемое.)
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как найти неизвестное вычитаемое?
– Объясните, как будете рассуждать, решая данные уравнения.
Учащиеся с объяснением решают уравнения на доске.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 489 (устно).
– Объясните способ решения каждого уравнения.
а) 5 ∙ x – 10 = 290
Учащиеся (рассуждают). Сначала нужно найти значение буквенного
выражения 5 ∙ x, которое является уменьшаемым. Для этого воспользуемся
правилом: «Если к значению разности прибавить вычитаемое, то получим
уменьшаемое». 5 ∙ x = 290 + 10.
Теперь можно найти x, для этого воспользуемся правилом нахождения
неизвестного множителя: x = 300 : 5. Получим: x = 60.
б) 5 ∙ (x – 10) = 290
Учащиеся (рассуждают). Сначала нужно найти значение буквенного
выражения x – 10, которое является множителем. Для этого воспользуемся
правилом: «Если значение произведения разделить на известный множитель,
то получим неизвестный множитель».
x – 10 = 290 : 5. Теперь можно найти значение x, для этого воспользуемся
правилом нахождения неизвестного уменьшаемого: x = 58 + 10. Получим: x =
68.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
– Запишите каждое предложение уравнением.
а) Разность 37 неизвестного числа уменьшили в 2 раза и получили 10.
б) Когда неизвестное число умножили на 2 и прибавили 7, то получилось
27.
в) Когда неизвестное число увеличили в 3 раза и от результата отняли 13,
то получили 17.– Найдите корень каждого уравнения:
а) (37 – x) : 2 = 10 б) x ∙ 2 + 7 = 27 в) x ∙ 3 – 13 = 17
– Объясните, как будете рассуждать.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 490.
– Самостоятельно запишите верные неравенства.
З а п и с ь: 3020 + 2070 < 5375
408 + 2070 < 5375
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
3. Р а б о т а в т е т р а д и с печатной основой № 2 (задание № 79).
Учащиеся работают самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 553; тетрадь с печатной основой № 2 (задание №
80).