У р о к 108.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ
Цели: повторить деление многозначных чисел уголком; совершенствовать навыки решения задач на движение; развивать умение решать задачи разными способами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 108.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ
Цели: повторить деление многозначных чисел уголком; совершенствовать
навыки решения задач на движение; развивать умение решать задачи разными
способами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 567.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) (72 + 84) ∙ 10 б) 84 ∙ 10 – 72 ∙ 10
О т в е т ы: а) расстояние между поездами через 10 минут; б) на сколько
километров больше пройдет один поезд, чем другой.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Р е б у с ы.
– В данных примерах восстановите цифры вместо знака «*»:
2*7
*6*
12 8
– Где «ловушка»?
2. По заготовке определите количество цифр в частном:
*****
****
11
****
***
1
*2*
*2*
*000
3. Прочитайте условие задачи.
Один велосипедист за 4 часа проехал 56 км, а другой за 5 часов – 60
км.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 60 – 56
б) 56 : 4
в) 60 : 5
г) 56 : 4 – 60 : 5
д) 56 : 4 ∙ 2
е) 60 : 5 ∙ 3
О т в е т ы: а) на сколько км больше проедет один велосипедист; б)
скорость первого велосипедиста; в) скорость второго велосипедиста; г) на
сколько скорость одного велосипедиста больше, чем скорость другого; д)
расстояние за 2 часа; е) расстояние за 3 часа.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 450.
– Заполните таблицу:
– С а м о с т о я т е л ь н о запишите решение задачи по действиям с
пояснением.
Учитель наблюдает за работой учащихся. На доску для обсуждения
выносятся способы действий.
– Объясните, как рассуждали.
I с п о с о б
1) Какое расстояние прошел первый пешеход?
6 ∙ 3 = 18 (км)
2) Какое расстояние прошел второй пешеход?4 ∙ 3 = 12 (км)
3) На сколько километров больше прошел первый пешеход, чем второй?
18 – 12 = 6 (км)
II с п о с о б
1) На сколько скорость первого пешехода больше, чем скорость второго?
6 – 4 = 2 (км/ч)
2) На сколько километров больше прошел за 3 часа первый пешеход, чем
второй?
2 ∙ 3 = 6 (км)
– Какой способ является рациональным?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 451.
– Прочитайте задачу.
– Нарисуйте схему к данному условию.
– Самостоятельно запишите решение задачи.
– Сравните свои ответы с решениями Миши и Маши.
I с п о с о б
24 ∙ 8 = 192 (км)
192 км < 200 км
II с п о с о б
200 : 8 = 25 (км/ч)
25 км/ч > 24 км/ч
О т в е т: катер не успеет пройти 200 км за 8 ч.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 452.
– Прочитайте задачу и заполните таблицу:
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
I с п о с о б
1) С какой скоростью едут аэросани?168 : 3 = 56 (км/ч)
2) С какой скоростью идет лыжник?
56 : 4 = 14 (км/ч)
3) За какое время лыжник пройдет 168 км?
168 : 14 = 12 (ч)
II с п о с о б
1) За какое время лыжник пройдет 168 км? (Скорость лыжника в 4 раза
меньше, чем скорость аэросаней. Значит, чтобы пройти такое же
расстояние, лыжнику надо в 4 раза больше времени, чем аэросаням.)
3 ∙ 4 = 12 (ч)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 453 (а, б).
– Вставьте пропущенную цифру, чтобы деление выполнялось без
остатка.
З а п и с ь:
– Чем похожи все значения выражений? (Значение частного –
трехзначное число, в котором ноль разрядных десятков. Первое неполное
делимое делится без остатка.)
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
– Вместо букв поставьте цифры так, чтобы получилась верная запись
(одинаковые цифры обозначены одинаковыми буквами):
ab c
c ba
888
3
a b a
3 5
a b
10000
ab
2
2
ba
5 4
b
ab
60
6
b a
2907
a a
2
a
ba b
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 454 (в); № 558; тетрадь с печатной основой № 2
(задание № 38).