У р о к 109.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цели: закреплять знание взаимосвязей величин: скорости, времени, расстояния; совершенствовать вычислительные навыки, навыки деления многозначных чисел уголком; проверить умение решать задачи на движение; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 109.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цели: закреплять знание взаимосвязей величин: скорости, времени,
расстояния; совершенствовать вычислительные навыки, навыки деления
многозначных чисел уголком; проверить умение решать задачи на движение;
развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 558.
– Выберите чертеж, который показывает направление движения двух
человек.
а)
б)в)
– Какое расстояние будет между пешеходами через 4 мин, если они шли в
противоположных направлениях?
О т в е т: (90 + 100) ∙ 4 = 760 (м).
– Какое расстояние будет между пешеходами через 4 мин, если они шли в
одном направлении?
О т в е т: (100 – 90) ∙ 4 = 40 (м).
– Какое расстояние было между пешеходами, если они шли навстречу друг
другу и через 4 часа между ними еще осталось 740 м?
О т в е т: (740 + (90 + 100) ∙ 4 = 1500 (м).
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите первое неполное делимое и определите, сколько цифр будет в
результате деления:
2. Выразите скорость в других единицах:
750 м/мин = м/ч = км/ч
70 м/мин = м/ч
90 м/мин = м/ч
3. Решите задачу.
Джип ехал 3 часа со скоростью 120 км/ч. Какое расстояние пройдет джип
за то же время, если его скорость уменьшится в 2 раза?
– Догадайтесь, как ответить на вопрос задачи, используя схему.
О т в е т: 120 ∙ 3 : 2 = 360 : 2 = 180 (км).IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 454.
– Прочитайте задачу.
– Рассмотрите данную схему:
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) На сколько скорость второго пловца больше скорости первого?
80 – 45 = 35 (м/мин).
2) Значит, второй пловец будет плыть столько же, сколько первый, и еще
приближаться на 35 м. Через сколько минут второй пловец догонит первого,
то есть приблизится к нему на 70 м?
70 : 35 = 2 (мин).
– Сможет ли второй пловец догнать первого, если он будет плыть с такой
же скоростью, как первый? (Нет, так как он не будет приближаться.)
– А если он будет плыть со скоростью 52 м/мин? (Сможет догнать.)
– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям, если скорость
второго пловца равна 52 м/мин.
З а п и с ь: 1) 52 – 45 = 7 (км/ч). 2) 70 : 7 = 10 (мин).
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 455 (а, б).
– Сравните выражения, не выполняя вычислений.
– Объясните, как будете рассуждать.
а)
Учащиеся
(рассуждают). Используя способ прикидки результата
действий деления, определяем количество цифр в частном. Получим два
четырехзначных числа. Теперь определяем цифру в высшем разряде частного
в каждом выражении. Получили:
Так как 1 тысяча < 3 тысяч, значит, 57365 : 35 < 42936 : 12.
– Проверьте свой ответ, выполнив деление уголком.Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Самостоятельная работа (15 минут).
В самостоятельную работу учитель включает задачи на движение,
исходя из уровня класса.
З а д а ч и
1. Из двух поселков одновременно навстречу друг другу выехали
автобус и мотоцикл. Скорость автобуса 45 км/ч, а скорость мотоцикла – 38
км/ч.
Чему равно расстояние между поселками, если встреча произошла через 2
часа после выхода?
2. Автотуристы за 3 дня наметили проехать 1520 км. В первый день они
ехали 8 часов со скоростью 85 км/ч, во второй день они уменьшили скорость
на 9 км/ч и ехали 4 часа. С какой скоростью должны ехать автотуристы в
третий день, чтобы проехать оставшееся расстояние за 8 часов?
3. От одной пристани одновременно в противоположных направлениях
отплыли два катера. Через 2 часа расстояние между ними стало 114 км.
Какова скорость первого катера, если скорость второго 28 км/ч?
4. Расстояние в 270 км мотоциклист проезжает за 3 часа, а велосипедист –
за 15 часов. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости
велосипедиста?
5. Автомобиль, скорость которого 95 км/ч, догоняет автобус, движущийся
со скоростью 60 км/ч. Сейчас между ними расстояние 245 км. Через сколько
времени автомобиль догонит автобус?
6. Катер за 4 часа прошел 140 км. Его скорость на 15 км/ч больше скорости
плота. Какое расстояние плот пройдет за это же время?
7. Катер плыл по реке сначала 3 часа, а потом еще 5 часов с той же
скоростью. Всего он проплыл 288 км. С какой скоростью он плыл?
8. Всадник скачет на лошади со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние
преодолеет всадник за 20 минут?
9. Поезд за 9 часов должен проехать 540 км. Сначала 3 часа он ехал со
скоростью 50 км/ч, а затем увеличил скорость на 5 км/ч и ехал с такой же
скоростью 2 часа. С какой скоростью поезд должен ехать оставшийся путь,
чтобы прибыть в пункт назначения вовремя?
10. Сокол за 13 секунд пролетает 273 м, а орел за это же время пролетает
390 м. На сколько метров в секунду скорость орла больше скорости сокола?
VI. Итог урока.