У р о к 105.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Цели: познакомить учащихся с новым видом задач на движение в одном направлении; закреплять знание взаимосвязей величин: скорости, времени, расстояния; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 105.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Цели: познакомить учащихся с новым видом задач на движение в одном
направлении; закреплять знание взаимосвязей величин: скорости, времени,
расстояния; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Проверьте, верно ли определили первое неполное делимое и количество
цифр в частном.
2. Решите задачу.Две морские черепахи одновременно начали движение по берегу навстречу
друг другу и встретились через 15 минут. Скорость одной была 7 м/мин, а
другой – 6 м/мин. На каком расстоянии находились черепахи до начала
движения?
3. Поставьте знак «>», «<» или «=».
17 м … 170 см
250 см … 25 дм
12 м2 … 1200 дм2
112 см … 112 дм
7 км 50 м … 75000 м
12 см 3 мм … 1 дм 23 см
III. Сообщение темы урока. Работа по теме.
– Рассмотрите схемы движения. Какое движение на них показано?
б)
а)
(Движение навстречу друг другу и движение в одном направлении.)
– Сегодня будем учиться решать задачи на движение в одном направлении.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 438 (устно).
– Прочитайте задачу.
– Рассмотрите схему и обозначьте все известные данные.
– Как движутся девочки? (В одном направлении.)
– Кто идет быстрее? (Лена, так как 5 км/ч > 4 км/ч.)
– Догонит ли Таня Лену? (Нет, так как она идет медленнее.)
– Догонит ли Таня Лену, если они будут идти с одинаковой скоростью?
(Нет, так как будут проходить одинаковое расстояние.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 439.
– Прочитайте задачу.
– Выполните чертеж к данному условию.– Можно сравнить скорости птиц? Что необходимо выполнить?
– Сколько метров орел может пролететь за 1 секунду? (1 с в 60 раз
меньше, чем 1 минута, значит, за одну секунду орел пролетит расстояние
в 60 раз меньше, чем 1800 м. 1800 : 60 = 30 (м/с). Теперь можно сравнивать
скорости орла и сокола.)
– Может ли орел догнать сокола, если между ними расстояние 15 м?
(Скорость орла больше, значит, он догонит сокола. А 15 метров никак не
используется для ответа на данный вопрос.)
– Изменится ли ответ, если расстояние между соколом и орлом было бы 10
м, 12 м, 13 м, 17 м и т. д.? (Нет, это условие не важно.)
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 440.
– Прочитайте задачу.
– Покажите на чертеже движение и известные данные.
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) На сколько часов теплоход вышел позже лодки?
16 ч 20 мин – 12 ч 20 мин = 4 ч
2) Какое расстояние прошла лодка за 4 ч?
15 ∙ 4 = 60 (км)
3) На сколько скорость теплохода больше скорости лодки?
30 – 15 = 15 (км/ч)
4) Через сколько часов теплоход догонит лодку, если каждый час он будет
проходить столько же, сколько лодка, и еще 15 км/ч?
60 : 15 = 4 (ч)
– Сравните свои ответы с рассуждениями Миши и Маши. Кто из них прав?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Закрепление пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 562.
– Прочитайте задачу.– Начертите схему и заполните таблицу.
Скорость
180 м/мин
210 м/мин
Время
Расстояние
? одинаковое
I с п о с о б
720 м
? м
1) За какое время первый всадник проехал 720 м?
720 : 180 = 4 (ч)
2) Какое расстояние проедет второй всадник за 4 ч?
210 ∙ 4 = 840 (м.
3) Какое расстояние будет чрез 4 ч между всадниками?
840 – 720 = 120 (м)
II с п о с о б
1) За какое время первый всадник проехал 720 м?
720 : 180 = 4 (ч)
2) На сколько скорость второго всадника больше скорости первого?
210 – 180 = 30 (м/с)
3) На сколько метров второй всадник обгонит первого за 4 часа?
30 ∙ 4 = 120 (м)
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 563).
– Заполните таблицу:
Учитель наблюдает за работой учащихся. На доску выносятся способы
решения задачи. Идет обсуждение.
Р е ш е н и е:
1) 35 ∙ 4 = 140 (км) – прошел теплоход.
2) 320 – 140 = 180 (км) – прошел автобус.
3) 7 – 4 = 3 (ч) – ехали на автобусе.
4) 180 : 3 = 60 (км/ч) – скорость автобуса.V. Итог урока.
Домашнее задание: № 565; тетрадь с печатной основой № 2 (задание №
36).