У р о к 106.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Цели: совершенствовать навыки решения задач на движение; повторить деление многозначных чисел уголком с остатком и без остатка; развивать умение составлять задачи и решать задачи разными способами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 106.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Цели: совершенствовать навыки решения задач на движение; повторить
деление многозначных чисел уголком с остатком и без остатка; развивать
умение составлять задачи и решать задачи разными способами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 565.
Скорость
? одинаковая
Время
6 ч
? ч
Расстояние
480 км
240 км
– Выберите выражение, которое является решением задачи.
а) 240 : (480 : 6) б) 480 : (240 : 6)
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Зная первое неполное делимое, определите количество цифр в частном:Для каждого выражения запишите по одному числу, которое могло быть
делителем.
2. Решите задачу.
а) Стрекоза летит со скоростью 10 м/с. Какое расстояние пролетит
стрекоза за полчаса?
б) Лебедь летит со скоростью 88 км/ч. Какое расстояние пролетит лебедь
за 20 минут?
3. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Из двух сел одновременно навстречу друг другу вышли два товарища –
Миша и Коля. Миша шел со скоростью 3 км/ч, а Коля – 5 км/ч. Одновременно
с Мишей к Коле побежала собака. Она бежала со скоростью 8 км/ч. Добежав
до Коли, она повернула назад, к Мише, так и бегала между ребятами, пока
они не встретились. Сколько километров пробежала собака, если расстояние
между селами 16 км?
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 442.
– Прочитайте задачу.
– Начертите схему и заполните таблицу.
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Какое расстояние проехал первый велосипедист?
15 ∙ 3 = 45 (км)
2) Какое расстояние проехал второй велосипедист?
45 – 6 = 39 (км)
3) С какой скоростью ехал второй велосипедист?
39 : 3 = 13 (км/ч)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 443.
– Рассмотрите схему. Как двигались машины? (В одном направлении.)
– Прочитайте задачу и заполните таблицу:– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
Учитель наблюдает за работой учащихся. На доску для обсуждения
записывает все способы действий.
I с п о с о б
1) 60 ∙ 3 = 180 (км) – проедет первая машина.
2) 90 ∙ 3 = 270 (км) – проедет вторая машина.
3) 270 – 180 = 90 (км) – вторая машина обгонит первую.
II с п о с о б
1) 90 – 60 = 30 (км/ч) – больше скорость второй машины.
2) 30 ∙ 3 = 90 (км) – вторая машина обгонит первую за 3 часа.
– Объясните, как рассуждали, выполняя действия II способом.
– Сравните свои ответы с рассуждениями Миши и Маши (с. 134
учебника).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 441 (а, б).
– Самостоятельно выполните деление уголком.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Прочитайте значения частных в порядке убывания:
9893 (ост. 5), 4176, 4007 (ост. 3), 3050.
– Каким должен быть остаток?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 444.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
Скорость
Время
? одинаковая
3 ч
?
9 ч
Расстояние
84000 км
420000 км
? км
– Как найти скорость спутника?
О т в е т: 84000 : 3 = 28000 (км/ч).
– За какое время спутник пролетит 420000 км?О т в е т: 420000 : 28000 = 15 (ч).
– Какое расстояние спутник пролетит за 9 ч?
О т в е т: 28000 ∙ 9 = 252000 (км).
– Как подругому узнать расстояние, которое пролетит спутник за 9 ч, если
за 3 часа он пролетел 84000 км?
О т в е т: 9 : 3 = 3 (раза); 84000 ∙ 3 = 252000 (км).
3. С о с т а в л е н и е и р е ш е н и е з а д а ч на движение.
– Используя данные, отраженные в таблице, составьте задачи на движение:
Скорости, с которыми летают птицы
Название птицы
Орел
Стриж
Сокол
Утка
Лебедь
Грач
Голубь
Сорока
Чайка
Ворон
Скорость
160 км/ч
108 км/ч
99 км/ч
96 км/ч
88 км/ч
72 км/ч
62 км/ч
56 км/ч
49 км/ч
38 км/ч
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 441 (в); № 566.