У р о к 98.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цели: ввести понятие «встречное движение»; познакомить учащихся с понятием «встречное движение»; рассмотреть запись условия задачи на встречное движение с помощью чертежа; повторить деление с остатком; рассмотреть признаки деления на 5.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
У р о к 98.
Цели: ввести понятие «встречное движение»; познакомить учащихся с
понятием «встречное движение»; рассмотреть запись условия задачи на
встречное движение с помощью чертежа; повторить деление с остатком;
рассмотреть признаки деления на 5.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Разгадайте правило, по которому составлен каждый ряд. Продолжите
каждый ряд:
а) 4433, 4436, 4439, 4442, … .
б) 9850, 9845, 9840, 9835, … .
в) 8377, 8470, 8563, 8656, … .
2. Поставьте вопрос и решите задачу.
Скорость полета стрижа 180 км/ч. Это в 3 раза больше скорости полета
ласточки и на 100 км/ч больше скорости полета скворца.
3. Проверьте, правильно ли определены первое неполное делимое и
количество цифр в частном. Исправьте ошибки:IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 415.
– Прочитайте задачу.
– Рассмотрите схему к данной задаче:
– Как движутся машины? (Навстречу друг другу).
– Что значит «одновременно вышли навстречу друг другу»?
– Как можно ответить на вопрос задачи?
– Сравните свой ответ с ответами Миши и Маши. Кто из них прав?
– Покажите на схеме место встречи машин флажком.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 416.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
– Какая машина прошла расстояние больше? Почему? (Скорость первой
машины больше. Значит, и расстояние она прошла больше. Так как время
движения было одинаково.)
– На сколько километров первая машина прошла больше?
О т в е т: 20 ∙ 3 = 60 (км).
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 417.
– Прочитайте задачу.
– Выполните схему к данному условию.– Как двигались мотоциклисты? (Навстречу друг другу,
выехали
одновременно).
– Сколько времени был в пути каждый мотоциклист? (Если они вышли
одновременно и встретились через 20 минут, значит, каждый в пути был
20 минут).
– С какой скоростью двигался каждый мотоциклист?
1) 20 : 20 = 1 (км/мин) – скорость первого мотоциклиста.
2) 40 : 20 = 2 (км/мин) – скорость второго мотоциклиста.
– Выразите данные скорости в других единицах – км/ч. (Если за 1 мин
мотоциклист проедет 1 км, то за 1 час (или 60 минут) он проедет в 60 раз
больше, то есть 60 км/ч. Соответственно скорость второго
мотоциклиста – 120 км/ч.)
1 км/мин = 60 км/ч
2 км/мин = 120 км/ч
– Чему равно расстояние между поселками?
О т в е т: 20 + 40 = 60 (км).
– На какое расстояние мотоциклисты приближались друг к другу за 1 мин?
О т в е т: 1 + 2 = 3 (км).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 418.
– Рассмотрите схему, она поможет вам решить задачу:
– Сколько времени был в пути каждый велосипедист?
О т в е т: 13 – 10 = 3 (ч.).
– Как узнать, какое расстояние было между ними первоначально?
– Запишите решение задачи самостоятельно.
Учитель выносит на доску варианты решений задачи:
I с п о с о б
1) 16 ∙ 3 = 48 (км) – проехал 1й велосипедист.
2) 18 ∙ 3 = 54 (км) – проехал 2й велосипедист.
3) 48 + 54 = 102 (км) – весь путь.
II с п о с о б1) 16 + 18 = 34 (км/ч) – общая скорость.
2) 34 ∙ 3 = 102 (км) – весь путь.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 419 (а).
– Самостоятельно выполните деление.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Каким может быть остаток?
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 420.
– Проанализируйте ряд чисел. Какую закономерность вы заметили?
– Продолжите данный ряд чисел по тому же правилу.
3545, 3550, 3555, 3560, 3565, 3570, 3575, 3580, 3585.
– Проверьте, делится ли каждое число данного ряда на 5. Выполните
деление уголком.
– Какой цифрой должно оканчиваться многозначное число, чтобы оно
делилось на 5?
– Придумайте такие числа.
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е.
– Вставьте вместо точек пропущенные цифры так, чтобы число делилось на
5. Определите количество цифр в частном.
– Найдите «ловушки».
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 419 (б, в), № 421.