У р о к 99.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цели: совершенствовать навыки решения задач на встречное движение; закреплять навыки деления многозначных чисел уголком; повторить правило нахождения неизвестного делимого; проверить умение решать задачи на движение; развивать умение рассуждать и анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
У р о к 99.
Цели: совершенствовать навыки решения задач на встречное движение;
закреплять навыки деления многозначных чисел уголком; повторить правило
нахождения неизвестного делимого; проверить умение решать задачи на
движение; развивать умение рассуждать и анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 421.
– На какие вопросы вы сможете ответить, выполнив действия:
а) 32 : (17 – 9);
О т в е т ы: а) сколько кг макарон в одной коробке; б) сколько кг макарон
б) (32 : 8) ∙ 214?
может поместиться в 214 коробках?
III. Устный счет.З а д а н и я:
1. Какая из девочек правильно выполнила деление?
Оля:
Варя:
2. Решите задачу.
а) Голубь улетел из голубятни на расстояние, равное 420 км. Через сколько
времени он вернется, если будет лететь со скоростью 60 км/ч?
б) Сайгак может бежать со скоростью 70 км/ч, это на 30 км/ч больше, чем
скорость индийского носорога. Какова скорость носорога?
3. Знаете ли вы?
Скорость кабана равна 8 м/с, а зайцарусака – 11 м/с. На сколько заяц
быстрее кабана? Выразите данные скорости в метрах в минуту. (8 м/с = 480
м/мин; 11 м/с = 660 м/мин.)
Пчела летит со скоростью 18 км/ч. Выразите данную скорость в метрах в
час. (18 км/ч = 18000 м/ч.) Какое расстояние пчела пролетит за 5 часов?
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 422.
– Прочитайте задачу.
– Как двигались лыжники?
– Что известно в задаче?
– Что требуется найти?
– Заполните таблицу:Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Какое расстояние прошел первый лыжник?
18 ∙ 4 = 72 (км)
2) Какое расстояние прошел второй лыжник?
72 – 8 = 64 (км)
3) С какой скоростью шел второй лыжник?
64 : 4 = 16 (км/ч)
4) На каком расстоянии друг от друга находятся поселки? Чему равен весь
путь?
64 + 72 = 136 (км)
5) На сколько километров в час лыжники приближались друг к другу?
Чему равна общая скорость?
18 + 16 = 34 (км/ч)
6) На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 2 ч?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 423.
– Не выполняя вычислений, определите количество цифр в записи
делителя.
Объясните, как будете рассуждать. (Если делимое – четырехзначное
число и значение частного – четырехзначное число, то делитель может
быть только однозначным числом.)
Объясните, как будете рассуждать, если количество цифр в значении
частного меньше, чем количество цифр в делимом. (В данном случае
делитель может быть однозначным числом больше шести – это 7, 8 или
9, так как первое неполное делимое – 62. Также делитель может быть
двузначным числом не больше 62.)
– Как вы можете проверить свои ответы? (Надо вспомнить правило
нахождения неизвестного делителя: делимое разделим на значение
частного и получим делитель.)З а п и с ь:
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 424 (а).
– Проанализируйте выражения. Что их объединяет? (Каждое неполное
7248 : 4 = 1812
делимое делится без остатка.)
– Можете записать значение частного, не выполняя вычислений уголком?
а) 272729 : 3 = 90909
272272 : 272 = 1001
565656 : 7 = 80808
– Проверьте свои ответы, выполнив деление.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Самостоятельная работа (15 минут).
Р а б о т а п о к а р т о ч к а м.
КАРТОЧКА 1
1. Какое расстояние пройдет автобус за 6 часов, если движется со
скоростью 45 км/ч?
2. Сколько времени потребуется велосипедисту, чтобы проехать 252 км со
скоростью 18 км/ч?
3. С какой скоростью должен идти катер, чтобы преодолеть 162 км за 9
часов?
КАРТОЧКА 2
1. Расстояние от деревни до станции 35 км. Успеет ли Сережа на
электричку, которая отправляется в 13 часов, если он выезжает из деревни на
велосипеде в 10 часов и будет ехать со скоростью 12 км/ч?
2. Миша ехал полем на велосипеде 27 км, а лесом – 15 км. На весь путь он
затратил 3 часа. С какой скоростью ехал Миша?
КАРТОЧКА 3
1. Из деревни к автобусной остановке Катя идет со скоростью 50 м/мин.
На каком расстоянии от деревни находится автобусная остановка, если на
весь путь Катя тратит 2 часа?2. Автобус проходит 312 км за 6 часов. Какое расстояние пройдет поезд за
8 часов, если будет двигаться с той же скоростью?
КАРТОЧКА 4
1. Алеша с папой отправились на рыбалку. Сначала они 2 часа ехали на
электричке со скоростью 56 км/ч, потом 3 часа шли пешком со скоростью 4
км/ч. Какое расстояние преодолели папа с Алешей?
2. Заяц пробегает 300 м за 7 секунд. За сколько секунд он смог бы
пробежать 1200 м с той же скоростью?
3. Акула плывет со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние она проплывет за
10 минут с той же скоростью?
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 424 (б, в); № 559; тетрадь с печатной основой № 2
(задание № 34).
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
У р о к 100.
Цели: совершенствовать навыки решения задач на встречное движение;
повторить переместительное, сочетательное и распределительное свойства
умножения; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 559.
Скорость
5 м/с
4 м/с
Время
16 с
одинаковое
Расстояние
? м
? м
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 5 ∙ 16 – 4 ∙ 16 б) (5 + 4) ∙ 16
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Запишите верные равенства, вставив пропущенные цифры.
870 ∙ 300 = 261
506 ∙ 600 = 303
2200 ∙ 140 = 308
20750 ∙ 32 = 6640
1999 ∙ 250 = 4997
209 ∙ 306 = 6392. Закончите составление примеров. Где «ловушка»?
gggg
90
ggg
43
gggg
9
gg
49
gggg
9
gg
gggg
9
ggg
45
gggg
9
ggg
90
3. Решите задачу.
Ворона летит со скоростью 50 км/ч, а стриж в – 2 раза быстрее. Какова
92
скорость стрижа?
– Выразите скорость вороны и скорость стрижа в метрах в час.
(50 км/ч = 50000 м/ч; 100 км/ч = 100000 м/ч.)
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 425).
– Прочитайте задачу.
– Запишите условие задачи в таблице.
– Самостоятельно решите задачу по действиям.
Учитель наблюдает за работой учащихся. На доску выносятся способы
решения.
I с п о с о б
1) 11 – 8 = 3 (ч)
2) 60 + 70 = 130 (км/ч)
3) 130 ∙ 3 = 390 (км)
II с п о с о б
1) 11 – 8 = 3 (ч)
2) 60 ∙ 3 = 180 (км)
3) 70 ∙ 3 = 210 (км)
4) 180 + 210 = 390 (км)
– Объясните, как рассуждали.
– Какой способ действий оказался рациональнее?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 426.
– Вычислите значение первого выражения в первом столбике.
– Как, используя значение первого выражения, можно вычислить значения
второго и третьего выражений?
а) 450 ∙ 2 = 900
450 ∙ 20 = 450 ∙ (2 ∙ 10) = (450 ∙ 2) ∙ 10 = 900 ∙ 10 = 90004500 ∙ 2 = (450 ∙ 10) ∙ 2 = (450 ∙ 2) ∙ 10 = 9000
(Используя переместительное и сочетательное свойства умножения,
можно вычислить значения второго и третьего выражений.)
– Столбики б), в) выполните самостоятельно.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Какое свойство умножения использовали в столбике в)?
(Переместительное, сочетательное и распределительное свойства
умножения.)
З а п и с ь:
в) 222 ∙ 4 = 888
222003 ∙ 4 = (222 ∙ 1000 + 3) ∙ 4 = 222 ∙ 4 ∙ 1000 + 3 ∙ 4 = 888012
222005 ∙ 4 = (222 ∙ 1000 + 5) ∙ 4 = 222 ∙ 4 ∙ 1000 + 5 ∙ 4 = 888020
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 427.
– Прочитайте задачу.
– Самостоятельно заполните таблицу и решите задачу.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Объясните, что обозначает выражение:
1
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 428.
– Рассмотрите схему к данной задаче.
100 : 20
Р е ш е н и е:
I с п о с о б
1) 200 ∙ 2 = 400 (м) – прошел 1й лыжник.2) 300 ∙ 2 = 600 (м) – прошел 2й лыжник.
3) 400 + 600 = 1000 (м) – прошли лыжники.
4) 1000 + 500 = 1500 (м) – весь путь.
II с п о с о б
1) 200 + 300 = 500 (км/ч) – общая скорость.
2) 500 ∙ 2 = 1000 (км) – прошли оба лыжника.
3) 1000 + 500 = 1500 (км) – весь путь.
– Какой способ является рациональным?
– На какой вопрос вы сможете ответить, выполнив действия:
1500 : (200 + 300)? (Через сколько минут лыжники встретятся?)
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
– Чему равна масса всех кубиков в каждой фигуре, если масса каждого
кубика составляет 25 г?
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 560; тетрадь с печатной основой № 2 (задание №
35).