У р о к 122.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Цели: познакомить учащихся с решением задач способом составления уравнений; учить составлять уравнения по условию задачи; закреплять навыки записи буквенных выражений по данному условию; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 122.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Цели: познакомить учащихся с решением задач способом составления
уравнений; учить составлять уравнения по условию задачи; закреплять навыки
записи буквенных выражений по данному условию; развивать умение
рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 556.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 324 ∙ 2 + 72 б) 1128 – (324 ∙ 2 + 72)
О т в е т ы: а) количество отдыхающих в июне и июле; б) количество
отдыхающих в августе.
III. Устный счет.З а д а н и я:
1. Используя схему, составьте уравнение и решите его:
О т в е т:
3 ∙ x + 7 + 8 = 45
3 ∙ x + 15 = 45
3 ∙ x = 45 – 15
3 ∙ x = 30
x = 30 : 3
x = 10
2. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
– Запишите буквенное выражение, которое является решением задачи.
а) Девочка купила альбом для рисования и краски. За эту покупку она
уплатила а рублей. Альбом стоит b рублей. Сколько стоят краски?
б) Девочка купила альбом для рисования за
а рублей и краски за b рублей. Сколько стоит
вся покупка?
в) Девочка купила альбом для рисования и
краски. Альбом стоит а рублей, а краски на b
рублей дороже. Сколько стоят краски?
г) Девочка купила альбом для рисования и
краски. Альбом стоит а рублей, а краски на b
рублей дешевле. Сколько стоят краски?
д) Девочка купила альбом для рисования и
краски. Альбом стоит а рублей, а краски на b
рублей дороже. Сколько стоит вся покупка?
е) Девочка купила альбом для рисования и краски. Альбом стоит а рублей,
а краски на b рублей дешевле. Сколько стоит вся покупка?
О т в е т ы:
а) а – b;
б) а + b;
в) а + b;г) а – b;
д) а + (а + b);
е) а + (а – b).
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
Учитель. Сегодня на уроке будем учиться решать задачи способом
составления уравнения.
Если обозначить неизвестное, о котором спрашивается в задаче, буквой, то
решение задачи можно записать уравнением. Решение этого уравнения будет
ответом на вопрос задачи.
Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 494).
№ 494 а.
– Прочитайте задачу.
– Что требуется найти?
– Обозначим количество человек, побывавших в музее во вторник, буквой
x.
– Рассмотрите схему, она поможет вам составить уравнение:
– Что обозначает первый отрезок? (x + 125 – количество человек,
побывавших в музее во вторник и среду.)
– Что обозначает второй отрезок? (157 + 118 – количество человек,
побывавших в музее в четверг и пятницу.)
– Почему отрезки равны? (Во вторник и в среду в музее побывало
столько же посетителей, сколько в четверг и в пятницу.)
– Запишите уравнение.
x + 125 = 157 + 118.
– Найдите корень данного уравнения.
– Что обозначает значение x?
№ 494 б.
Прочитайте условие задачи.
– Что требуется найти?
– Обозначим через x первоначальную длину провода.
– Объясните, что обозначают выражения:
x
(Сколько метров провода осталось.)
77
4
(Сколько метров провода осталось.)
– Составьте уравнение и решите его.
x – 7 = 7 – 4
x – 7 = 3
x = 7 + 3
x = 10 (м)
– Запишите решение задачи по действиям.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Закрепление пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 495.
– Прочитайте задачу.
– Самостоятельно решите задачу по действиям.
– Объясните, как рассуждала Маша, записав ее решение таким уравнением:
x : 12 = 47700 : 9.
Учащиеся
(рассуждают). Если обозначить буквой x то, о чем
спрашивается в задаче, то есть массу зерна, которую могут перевезти на 12
машинах, то выражение x : 12 обозначает зерно (массу зерна), которое можно
перевезти на одной машине. Но массу зерна, которую перевозят на одной
машине, можно записать подругому (исходя из условия задачи): 47700 : 9.
Таким образом, x : 12 – масса зерна на одной машине и 47700 : 9 – масса зерна
на одной машине. Значит, оба эти выражения обозначают одну и ту же
величину. Это можно записать уравнением x : 12 = 47700 : 9.
Для учащихся, которые затрудняются при рассуждении, поможет
таблица на доске, составленная учителем:
Масса зерна
на одной машине (кг)
47700 : 9
x : 12
Количество машин
Общая масса зерна
(шт.)
9
12
(кг)
47700
x
– Решите данное уравнение.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 496.
– Прочитайте задачу.
– Составьте схему к данному условию.Ориентируясь на вопрос задачи, учащиеся обозначают цену каждого
кофейного сервиза буквой x. Тогда стоимость всех кофейных сервизов
обозначим x ∙ 3, а стоимость чайных сервизов – 960 ∙ 5.
Так как эти величины равны, составляем уравнение: x ∙ 3 = 960 ∙ 5.
– Решите уравнение.
3. Р а б о т а в т е т р а д и с печатной основой № 2 (задание № 82).
– Самостоятельно выполните задание.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 555; тетрадь с печатной основой № 2 (задание №
83).