У р о к 123.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЯ
Цели: продолжить формирование навыка решения задач способом составления уравнений; учить составлять уравнения по записям с «окошком» на деление с остатком; повторить составление уравнений по схеме; развивать умение анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 123.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЯ
Цели: продолжить формирование навыка решения задач способом
составления уравнений; учить составлять уравнения по записям с «окошком»
на деление с остатком; повторить составление уравнений по схеме; развивать
умение анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 555.
а)
б)
Хватит ли 20 п.?
– Объясните, что обозначают выражения:
3 6
(Количество пакетов на 6 дней, если расходовать по 3 пакета.)
4 6
(Количество пакетов на 6 дней, если расходовать по 4 пакета.)
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. По каждой схеме составьте уравнение:а)
б)
г)
в)
2. З а д а ч а.
За три дня железнодорожники отправили x тонн груза. В первый день
отправили а тонн, во второй b тонн. Сколько тонн груза отправили они в
третий день?
– Выберите буквенное выражение, которое является решением данной
задачи:
а) x – а – b
б) x + а + b
в) x – а + b
г) x + а – b
– Найдите значение выражения, если: x = 20000; а = 8000; b = 9000.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 497 (1, 2, 3я строчки).
– Составьте уравнения, используя записи:
7340 : = 734 60200 : = 6 (ост. 200)
Учащиеся сначала заменяют «окошко» буквой x и получают записи:
7340 : x = 734;
60200 : x = 6 (ост. 200).
Но так как вторая форма записи не принята в математике, то,
пользуясь взаимосвязью компонентов и результата при делении с
остатком, они записывают уравнение в таком виде:
b ∙ x + 200 = 60200.
– Чем отличаются записи в первом и во втором столбиках? (В первом
столбике записано деление без остатка, во втором – деление с остатком.)
– Чем похожи данные записи? (Неизвестное число – делитель.)
– Как найти неизвестный делитель, если делимое выполнено с остатком и
без остатка?
Учащиеся анализируют и составляют уравнения по первой строчке на
доске с объяснением.
Далее учащиеся работают самостоятельно:
I в а р и а н т – 2я строчка записей;II в а р и а н т – 3я строчка записей;
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 498 (устно).
– Прочитайте задание.
– Объясните, как рассуждал Миша. (Миша сначала нашел произведение
данных чисел, затем их частное, а потом узнал, на сколько одно число
больше другого.)
508 ∙ 4 – 508 : 4 = 1905
– Объясните, как рассуждала Маша. (Так как произведение чисел больше,
чем частное, то она уменьшила его на такое число x, чтобы полученная
разность была равна частному.)
Учитель дополняет ответы учащихся, используя схемы:
– Так как отрезок, обозначающий буквенное выражение 508 ∙ 4 – x, и
отрезок, обозначающий числовое выражение 508 : 4, равны, то 508 ∙ 4 – x = 508
: 4.
– Какое еще уравнение можно составить, используя данную схему?
508 ∙ 4 = 508 : 4 + x.
– Решите данное уравнение.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 499.
– Прочитайте задачу.
– Объясните, как рассуждал Миша, записав решение задачи
уравнением.
Анализируя записанное в учебнике уравнение, учащиеся сначала
объясняют, что обозначает числовое выражение в правой части
уравнения:
15 м – длина первого участка;
15 : 3 (м) – ширина этого участка;
15 ∙ (15 : 3) (м2) – площадь.Обозначив буквой x (м2) площадь второго участка, которая в 4 раза больше
площади первого, они уменьшают эту площадь в 4 раза. Тогда выражение x : 4
обозначает площадь, которая равна площади первого прямоугольника.
Отсюда уравнение: x : 4 = 15 ∙ (15 : 3).
– Решите данное уравнение.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 540.
– Прочитайте задачу и решите ее, составив уравнение.
– Как будете рассуждать?
Учащиеся (рассуждают). Пусть аудиокассета стоит x рублей, тогда
видеокассета будет стоить (x + 40) (р.). Шесть видеокассет стоят (x + +
40) ∙ 6 (р.). Десять аудиокассет стоят x ∙ 10 (р.). Знаем, что шесть видеокассет
стоят столько же, сколько десять аудиокассет. Отсюда можно составить
уравнение:
x ∙ 10 = (x + 40) ∙ 6.
Если учащиеся испытывают затруднения, то учитель использует
схему:
– Что обозначает первый отрезок?
– Что обозначает второй отрезок?
3. Р а б о т а в т е т р а д и с печатной основой № 2 (задание № 84).
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 500; № 541.