Конспект урока по теме: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЯ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У р о к 123. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЯ Цели: продолжить формирование навыка решения задач способом составления уравнений; учить составлять уравнения по записям с «окошком» на деление с остатком; повторить составление уравнений по схеме; развивать умение анализировать. Планируемые результаты образования: Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи. Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля. Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Иконка файла материала математика.docx
У р о к  123. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОСОБОМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЯ Цели:  продолжить   формирование   навыка   решения   задач   способом составления уравнений; учить составлять уравнения по записям с «окошком» на деление с остатком; повторить составление уравнений по схеме; развивать умение анализировать. Планируемые результаты образования: Предметные:   оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи. Личностные:  проявляют   познавательный   интерес   на   основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля. Метапредметные: Регулятивные:  самостоятельно   определяют   учебную  задачу,   планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные   –   структурируют   знания;   логические   –   осмысленно   читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают   выводы   и   умозаключения.   Коммуникативные:   умеют   строить взаимодействие   со   сверстниками,   используя   конструктивные   способы общения, формулировать собственное мнение и позицию. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. З а д а н и е  № 555. а)           б)   Хватит ли 20 п.? – Объясните, что обозначают выражения: 3 6  (Количество пакетов на 6 дней, если расходовать по 3 пакета.) 4 6  (Количество пакетов на 6 дней, если расходовать по 4 пакета.) III. Устный счет. З а д а н и я: 1. По каждой схеме составьте уравнение:а)            б)            г)   в)   2. З а д а ч а. За   три   дня   железнодорожники   отправили  x  тонн   груза.   В   первый   день отправили  а  тонн, во второй  b  тонн. Сколько тонн груза отправили они в третий день? –   Выберите   буквенное   выражение,   которое   является   решением   данной задачи: а) x – а – b б) x + а + b в) x – а + b г) x + а – b – Найдите значение выражения, если: x = 20000; а = 8000; b = 9000. IV. Сообщение темы урока. Работа по теме. 1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 497 (1, 2, 3­я строчки). – Составьте уравнения, используя  записи: 7340 :  = 734            60200 :  = 6 (ост. 200) Учащиеся сначала заменяют «окошко» буквой x и получают записи: 7340 : x = 734; 60200 : x = 6 (ост. 200). Но   так   как   вторая   форма   записи   не   принята   в   математике,   то, пользуясь   взаимосвязью   компонентов   и   результата   при   делении   с остатком, они записывают уравнение в таком виде: b ∙ x + 200 = 60200. – Чем отличаются записи в первом и во втором столбиках?  (В первом столбике записано деление без остатка, во втором – деление с остатком.) – Чем похожи данные записи? (Неизвестное число – делитель.) – Как найти неизвестный делитель, если делимое выполнено с остатком и без остатка? Учащиеся анализируют и составляют уравнения по первой строчке на доске с объяснением. Далее учащиеся работают самостоятельно: I  в а р и а н т – 2­я строчка записей;II  в а р и а н т – 3­я строчка записей; В з а и м о п р о в е р к а  в парах. 2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 498 (устно). – Прочитайте задание. – Объясните, как рассуждал Миша.  (Миша сначала нашел произведение данных чисел, затем их частное, а потом узнал, на сколько одно число больше другого.) 508 ∙ 4 – 508 : 4 = 1905 – Объясните, как рассуждала Маша. (Так как произведение чисел больше, чем частное, то она уменьшила его на такое число x, чтобы полученная разность была равна частному.) Учитель дополняет ответы учащихся, используя схемы: –  Так   как   отрезок,   обозначающий   буквенное   выражение   508   ∙  4   –  x,   и отрезок, обозначающий числовое выражение 508 : 4, равны, то 508 ∙ 4 – x = 508 : 4. – Какое еще уравнение можно составить, используя данную схему? 508 ∙ 4 = 508 : 4 + x. – Решите данное уравнение.  Ф и з к у л ь т м и н у т к а V. Повторение пройденного материала. 1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 499. – Прочитайте задачу. –   Объясните,     как     рассуждал     Миша,     записав     решение     задачи уравнением. Анализируя   записанное   в   учебнике   уравнение,   учащиеся   сначала объясняют,   что   обозначает   числовое   выражение   в   правой   части уравнения: 15 м – длина первого участка; 15 : 3 (м) – ширина этого участка; 15 ∙ (15 : 3) (м2) – площадь.Обозначив буквой x (м2) площадь второго участка, которая в 4 раза больше площади первого, они уменьшают эту площадь в 4 раза. Тогда выражение x : 4 обозначает площадь, которая равна площади первого прямоугольника. Отсюда уравнение:  x : 4 = 15 ∙ (15 : 3). – Решите данное уравнение. 2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 540. – Прочитайте задачу и решите ее, составив уравнение. – Как будете рассуждать?  Учащиеся  (рассуждают).   Пусть   аудиокассета   стоит  x  рублей,   тогда видеокассета  будет  стоить  (x  +  40)  (р.).  Шесть  видеокассет  стоят (x + + 40) ∙ 6 (р.). Десять аудиокассет стоят x ∙ 10 (р.). Знаем, что шесть видеокассет стоят   столько   же,   сколько   десять   аудиокассет.   Отсюда   можно   составить уравнение: x ∙ 10 = (x + 40) ∙ 6. Если  учащиеся  испытывают  затруднения,  то  учитель  использует схему: – Что обозначает первый отрезок? – Что обозначает второй отрезок? 3. Р а б о т а   в   т е т р а д и  с печатной основой № 2 (задание № 84). С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  учащихся. В з а и м о п р о в е р к а  в парах. VI. Итог урока. Домашнее задание: № 500; № 541.