Конспект урока по теме: РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 19 РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ Цели: – познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями; – развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту; – воспитывать патриотические чувства. Оборудование: физическая карта России; нитка; линейка; цветные карандаши; фотографии географических объектов России.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  19 РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ Ц е л и : – познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями; – развивать наглядно­образное мышление, умение читать карту; – воспитывать патриотические чувства. О б о р у д о в а н и е :   физическая   карта   России;   нитка;   линейка;   цветные карандаши; фотографии географических объектов России. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. З а д а н и е   №   4 1 . О т в е т ы :   1.   Солнце.   2.   Полярная.   3.   Звезда.   4.   Венера.   5.   Земля.   6. Звездочет. 7. День. 8. Юпитер. 9. Телескоп. К л ю ч е в о е   с л о в о   –  Созвездие. III. Проверочная работа по теме «Путешествие в пространстве». З а д а н и я   д л я   с а м о к о н т р о л я  в рабочей тетради на с. 27. О т в е т ы : 1. а) глобус; б) карта полушарий. 2. а) план местности; б) масштаб. 3. а) материки, океаны; б) материки, острова. 4. а) 2; б) 1. 5.   а)   горы,   Луна,   полюс,   север   (глобус);   б)   зеленый,   материк,   Солнце, Россия (Земля). В конце урока учащиеся сдают тетради на проверку. IV. Сообщение темы урока. Повторение изученного материала о карте. – Отгадайте з а г а д к у : Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. Что это? (Карта.) –   Сегодня   на   уроке   мы   отправимся   в   путешествие   по   карте   России. Узнаем, что может рассказать физическая карта о природе нашей страны. Б л и ц о п р о с  об условных знаках географической карты.Учащиеся   используют   сигнальные   карточки:   если   верно   данное высказывание – зеленую, если неверно – красную. 1) Параллели проходят по направлению запад – восток. (+) 2) Глубокие места морей и океанов окрашивают на карте голубым цветом. (–) 3) Зеленым цветом отмечены низменности. (+) 4) Меридианы проходят по направлению запад – восток. (–) 5) Желтым цветом отмечены горы. (–) 6) Коричневым цветом отмечены возвышенности. (–) 7)   Темно­коричневой   красой   отмечены   низменности,   которые располагаются ниже уровня моря. (+) 8) Города обозначены кружком. (+) V. Изучение нового материала. Что может рассказать физическая карта о природе России. – Рассмотрите физическую карту России на первом форзаце книги. – Масштаб: в 1 см 280 км. Определите протяженность России с запада на восток и с севера на юг.  (Для измерения расстояния надо брать самые крайние точки на севере и юге, на западе и востоке территории.) –   Назовите   страны,   граничащие   с   Россией.  (Норвегия,   Финляндия, Эстония,   Латвия,   Литва,   Польша,   Белоруссия,   Украина,   Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Корея, Япония.) Одновременно учащиеся выполняют задание № 2 в рабочей тетради на с. 31. – Запишите названия государств в тетрадь. –   Рассмотрите   рельеф   территории   России.   Назовите   самые   крупные равнины. (Восточно­Европейская равнина, Западно­Сибирская равнина.) – Назовите горные системы.  (Кавказские горы, Уральские горы, Алтай, Саяны, Верхоянский хребет.) – Составьте таблицу высоких гор России (задание № 2). Название гор  1. Алтай 2. Кавказские горы 3. Уральские горы  Название вершины г. Белуха г. Эльбрус г. Народная  Высота  4506 м 5642 м 1885 м – Покажите и назовите острова и полуострова России. – Покажите и назовите моря, омывающие Россию с севера; с востока; с юга. –  В   каких   морях   вы   побываете,   если   отправитесь   на   корабле   из   порта Мурманск в порт Владивосток (задание № 2)? – Покажите и назовите реки России. (Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.) –   Покажите   самые   крупные   озера   России.  (Каспийское   море,   Байкал, Ладожское и Онежское озера.) VI. Работа с учебником.Учащиеся   читают   статью   «Что   может   рассказать   физическая   карта   о природе России» на с. 73–75 учебника (одновременно учащиеся показывают на карте географические объекты). – Покажите на карте реки Волгу и Обь. Выполните задание № 5 (в рабочей тетради на с. 31). – Послушайте стихотворения.          * * *                          * * * Терек воет, дик и злобен,  Меж утесистых громад,  Буре плач его подобен,  Слезы брызгами летят.                 М. Лермонтов  В небе тают облака,             И, лучистая на зное,             В искрах катится река,             Словно зеркало стальное.      Ф. Тютчев –   О   каких   реках   говорится   в   стихотворениях?  (О   горной   и   равнинной реках.) –   Определите   по   карте,   какие   реки   являются   равнинными,   а   какие   – горными. Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание № 6 (с. 31, рабочая тетрадь). Ф р о н т а л ь н а я   п р о в е р к а . Л и ш н и е   с л о в а : 1. Масштаб. 2. Байкал. 3. Эльбрус. – Объясните свой выбор. VII. Работа с контурной картой (с. 29 рабочей тетради). – Найдите на физической карте России и нанесите на контурную карту: а) местоположение родного города: б) географические объекты, перечисленные в тексте; в) озера, фотографии которых помещены в книге. VIII. Итог урока. – Что может рассказать физическая карта о природе России? – Назовите реки нашей страны. – Где находятся самые высокие горы России? – Назовите самые крупные равнины. Домашнее   задание:  рабочая   тетрадь   №   1   (задания   №   1,   3   на   с.   30); учебник (с. 73–75); подготовить сообщения о крупных реках, высоких горах, знаменитых озерах.