Конспект урока по теме: РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 20 РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ Цели : – познакомить учащихся с историей карты России ; – развивать умение читать карту, работать с научной литературой ; – воспитывать познавательный интерес к изучению природы России. Оборудование: физическая карта России; цветные карандаши; фотографии озер, рек, гор, равнин и других географических объектов России.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  20 РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ Ц е л и : – познакомить учащихся с историей карты России; – развивать умение читать карту, работать с научной литературой; – воспитывать познавательный интерес к изучению природы России. О б о р у д о в а н и е :   физическая   карта   России;   цветные   карандаши; фотографии озер, рек, гор, равнин и других географических объектов России. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Р а б о т а   с   ф и з и ч е с к о й   к а р т о й   Р о с с и и . – Какие моря Атлантического океана омывают берега России? – Какие моря Тихого океана омывают берега России? –  В   каких   морях   вы   побываете,   если   отправитесь   на   корабле   из   порта Мурманск в порт Петропаловск­Камчатский? – Чего больше в России: низменностей, возвышенностей или гор? – Найдите на карте в европейской части России крупную реку, текущую с севера на юг. Где река берет свое начало и куда она впадает? Какие у нее есть крупные притоки? Какие города расположены на ее берегах? – Найдите на карте самые высокие горы России. 2. Р а б о т а   п о   к а р т о ч к а м . К а р т о ч к а  1. Найдите «лишнее» слово. 1) Нева, Волга, Байкал, Москва; 2) Кавказские, Уральские, Алтайские, Каспийское; 3) Онежское, Ладожское, Черное, Байкал. 4) Волга, Лена, Иртыш, Эльбрус, Дон. К а р т о ч к а  2. Соедини название гор и название вершины: III. Сообщение темы урока. –  Сегодня  на   уроке  мы  познакомимся   с  удивительными   озерами  нашей страны и узнаем, какой была первая карта России. IV. Изучение нового материала. 1. Об удивительных озерах нашей страны.Заранее   подготовленные   учащиеся   выступают   с   сообщениями   об удивительных озерах нашей страны. У ч и т е л ь . Велик и разнообразен мир озер! Среди них есть водоемы, такие огромные, как моря, и столь малые, что площадь их исчисляется квадратными метрами. Вспомни Каспийское море, самое большое озеро Земли. А малых водоемов   –   прудов   и   водохранилищ   –   на   земном   шаре   насчитывается миллионы. Есть в мире озера глубокие, как моря, а в других слой воды измеряется десятками сантиметров. И   цвет   воды   у   озер   бывает   самый   разнообразный:   светлый,   темный, молочный, коричневый, оранжевый. Различны озера и по своему внешнему облику. Одни заключены в глубоких крутых провалах, другие окаймлены золотистыми  песчаными пляжами или луговыми берегами. Во  многих озерах  ключом  бьет  жизнь.  Но есть  водоемы,  воды которых мертвы, а берега лишены растительности. Самое горячее озеро находится на Камчатке. Если взглянуть на дно этого водоема, можно увидеть, как там кипят и клокочут горячие источники. Вода так горяча, что руку не опустишь. Такой температуры не выносит никакая живность.   В   озере   нет   ни   рыб,   ни   других   обитателей.   Зато   прибрежных жителей хоть отбавляй! Соблазнившись теплым источником, здесь, не берегах озера, остается на зимовку множество перелетных птиц. Самое промерзшее озеро – Таймыр. Лежит оно в северной части нашей страны, на большом полуострове, от которого и получило имя. Озеро тянется на 200  километров   и  кое­где  расширяется  до 70–80  километров.  Летом  в озере даже не искупаешься: в самое теплое время года температура в нем не поднимается выше 5–7 градусов. В течение 9–10 месяцев в году озеро «спит» под ледяным покровом. СЕЛИГЕР 1 ­ й   у ч е н и к .   Самое   красивое   озеро   Русской   равнины   –   Селигер. Посмотришь   на   карту   озера   Селигер   и   подивишься:   до   чего   же   сложную форму дала ему природа – форму диковинного существа с маленькой головой на длиннющей шее и с огромным хвостом! Живописны и разнообразны берега Селигера. Очень извилистые, они образуют массу заливов и мысов и почти всюду покрыты роскошными лесами – сосновыми, лиственными. Запасы воды в Селигере пополняются водами небольших речек, ручьев, ключей   и   родников.  Излишек   по   реке  уходит   в   Волгу.  Мелководья   летом зарастают камышом, тростником, кувшинками, и тогда такие места – раздолье для птиц и рыбы: корма здесь всем хватает. Селигер – озеро рыбное, райский уголок для рыболовов. Озеро издавна привлекало человека своей природной красотой, лесными и рыбными богатствами.БАЙКАЛ 2 ­ й   у ч е н и к . Байкал – самый замечательный и единственный в своем роде водоем земного шара. Это самое глубокое озеро мира: его наибольшая глубина, по последним данным, 1740 м. Образовалось оно среди древней суши Азиатского   материка   в   третичный   период   развития   Земли,   25–30   млн   лет назад.   Как   утверждают   ученые,   это   озеро   никогда   не   было   соленым.   По объему пресной воды и ее прозрачности ему нет равного в мире. Котловина Байкала вмещает столько воды, что, для того чтобы ее вынести, всем рекам мира понадобилось бы 230 дней. Из Байкала вытекает одна Ангара, тогда как впадает в него более 330 рек и речек. Длина озера – 635 км, она почти равна расстоянию   от   Москвы   до   Санкт­Петербурга.   Площадь   его   больше территории Бельгии. В   озере   отражаются,   как   в   зеркале,   крутые   горные   склоны,   поросшие великолепными хвойными лесами. Солнце   сильно   печет.   Но   окунуться   в   кристально   чистые   воды   озера рискнут,  пожалуй,  лишь   очень   немногие   смельчаки.  Температура   этих   вод даже в августе редко превышает 10 градусов тепла. Частые волнения мешают прогреванию верхнего слоя воды. Поэтому летом вода в Байкале холодная, прохладная и у его берегов. Зимой, наоборот, воды Байкала согревают окружающий воздух, и здесь по сравнению с соседними районами значительно теплее. В июле на побережье Байкала температура на 5–6   градусов   ниже,   а   в   декабре   на   10   градусов   выше,   чем,   например,   в Иркутске. Этим объясняется позднее замерзание озера, которое покрывается льдом обычно в конце декабря, а стремительная Ангара даже в самые сильные морозы не замерзает от истока почти на 30 км. Да и дальше она покрывается льдом не как другие реки – с поверхности: сначала на дне реки образуется так называемый донный лед, который затем всплывает на поверхность. В более теплых водах истока Ангары зимуют многочисленные стаи водоплавающих птиц. Они не испытывают недостатка в пище, так как в реке всю зиму кишат различные ракообразные, черви, рыбки­подкаменщики. Замерзает   глубоководный   Байкал   к   началу   января,   в   то   время   как   его берега давно уже покрыты снежной пеленой. Весной ледяная броня Байкала, достигающая метровой толщины, тает очень медленно. В южной части озеро вскрывается лишь к середине мая, а в северной части еще позже. 3­й  у ч е н и к .   Якутское   слово   «байкал»   означает   «богатое   озеро»,   и, действительно, Байкал отличается исключительным своеобразием животного мира. Из 1200 видов байкальских животных более 70 % встречается только в этом озере. Они развились постепенно, в течение миллионов лет в условиях замкнутой   котловины.   Здесь   живут   особые   семейства   губок,   моллюсков, живородящие рыбки голомянки, которые днем держатся на глубине до одного километра, а ночью поднимаются ближе к поверхности (от 50 до 100 м). В отличие от других рыб голомянка белого цвета, она вся как бы наполненажиром   и   не   имеет   чешуи,   а   ее   плавники   напоминают   крылья   стрекозы.   В Байкале обитает до трехсот видов рачков­бокоплавов, около 80 видов червей­ планарий. Из 56 видов здешних рыб четыре пятых не встречаются больше ни в одном   водоеме   мира.   Наиболее   распространен   вкусный   омуль.   Часто встречаются также окунь, хариус, таймень, сиг, ленок и др. Водится   в   Байкале   и   тюлень   нерпа.   Шкура   нерпы   отличается   большой прочностью   и   применяется   для   шитья   теплых   меховых   сапог   и   шапок. Ценится также в убитой нерпе подкожный жир. С каждой нерпы его получают до 400 кг. КАСПИЙСКОЕ МОРЕ 4 ­ й   у ч е н и к .   Во­первых,   это   море   –   не   море.   Это   озеро!   Никакого сообщения с морями и океанами не только не имеет, но даже лежит на 28–30 м ниже уровня Мирового океана! Но всего, как говорят геологи, 20–25 тыс. лет назад оно было настоящим морем и соединялось через Кумо­Манычскую впадину с Черным морем. В прошлом Каспий, как и Черное море, был частью великого океана Тетис. От своего прошлого он сохранил потомков – морских животных. Глубина его до 980 м – океаническая, морская. Глубже его только Байкал с глубиной   1740   м.   Каспий   –   самое   большое   озеро   мира.   Вот   почему   даже океанографы зовут его морем. – Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал.) – Покажите его на карте. – Какое озеро самое большое в мире? (Каспийское море.) –  Покажите его на карте. 2. Какой была первая карта России. –   Давайте   совершим   экскурсию   в   прошлое,   познакомимся   с   историей карты России. Учащиеся читают статью «Какой была первая карта России» на с. 76–77 учебника. – Кто велел сделать первую карту России? (Иван Грозный.) –   Как   называлась   первая   карта   России?  (Большой   чертеж   земли Русской.) – Прочитайте отрывок из произведения А. С. Пушкина на с. 77 учебника. Далее учащиеся выполняют задание № 7 в рабочей тетради (с. 32). О т в е т ы   к   з а д а н и ю   № 7: 1. Нева. 2. Печора. 3. Лена. 4. Ангара. 5. Амур. К л ю ч е в о е   с л о в о : Волга. – Покажите эти реки на карте России. – Где находятся исток и устье реки Волга?  (Исток реки находится на Валдайской возвышенности, устье в Каспийском море.)– Покажите крупные притоки Волги.  (Крупные притоки Волги – Ока и Кама.   Москва­река   впадает   в   Оку   –   правый   приток   Волги.   Река   Волга находится на Восточно­Европейской равнине.) Далее учащиеся выполняют задание № 9 в рабочей тетради (с. 33). О т в е т ы   к   з а д а н и ю   №   9:   Волгоград,   Москва,   Владивосток, Новосибирск, Иркутск, Челябинск. К л ю ч е в о е   с л о в о : Россия. – Покажите эти города на карте России. – Что вам известно об этих городах? –   Чем   примечательно   их   географическое   положение?  (Волгоград   –   на Волге, Москва – на реке Москва, Владивосток – на востоке страны (владей востоком), Новосибирск – на реке Оби (новый город в Сибири), Иркутск в месте   слияния   рек   Иркута   и   Ангара,   в   60   км   от   берегов   Байкала, Челябинск – на юге Уральских гор.) V. Итог урока. – Какие удивительные озера находятся на территории России? Чем они интересны? – Назовите высокие горы на территории нашей страны. – Сравните первую карту России и современную физическую карту России. Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задание № 8, с. 32); учебник (с. 76–77).