Конспект урока по теме: С. ЕСЕНИН. «С ДОБРЫМ УТРОМ!»(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 35 С. ЕСЕНИН. «С ДОБРЫМ УТРОМ!» Цели: развивать память, внимание, воображение учащихся; познакомить учащихся с творчеством С. Есенина; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать любовь к родной природе. Оборудование: выставка книг «Стихи С. Есенина»; портрет С. Есенина; грамзапись пьесы Э. Грига «Утро»; иллюстрации на тему «Утро».
Иконка файла материала чтение.docx
У р о к   35 С. ЕСЕНИН. «С ДОБРЫМ УТРОМ!» Ц е л и : развивать память, внимание, воображение учащихся; познакомить учащихся с творчеством С. Есенина; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать любовь к родной природе. О б о р у д о в а н и е :   выставка   книг   «Стихи   С.   Есенина»;   портрет С. Есенина; грамзапись пьесы Э. Грига «Утро»; иллюстрации на тему «Утро». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Конкурс «Лучший чтец стихотворения А. Блока». 2. Выставка сочинений на тему «Как я представляю себе весну». III. Работа над новым материалом. 1. Целевая установка. – Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. На доске портрет поэта (1895–1925). – Стихи писали и пишут многие. Но лишь избранным выпадает редчайшее счастье взволновать сердца людей, найти в их сердцах живой отклик своим мыслям и чувствам. С. Есенин – среди этих избранных. – Какие произведения Есенина вы уже читали? 2. Работа с текстом до чтения. –   Природа   в   произведениях   Есенина   очеловечена,   до   всего   как   будто можно дотронуться, дотянуться. 3. Прослушивание грамзаписи «Утро». – Как  называется  прослушанное  вами  музыкальное  произведение? При изучении   какой   темы   мы   уже   обращались к   нему?   Кто   написал эту музыку? –   Что   же   заставило   нас   вернуться   к   этой   музыке   вновь?   Да   то,   что стихотворение С. Есенина называется «С добрым утром!». – Как   вы   думаете,   к   кому   же   обращено   приветствие   «С   добрым утром!»? –   Можете   ли   вы   что­то   сказать   о   настроении   поэта,   не   читая стихотворения? 4. Чтение стихотворения учащимися.– Какие мысли и чувства возникли у вас? Что вы можете сказать о его мелодии? (Мажорная, светлая.) – Всегда ли эта мелодия звучит одинаково? (Каждая строфа звучит по­ своему.) – Является ли это стихотворение лиричным? – К кому обращено приветствие; кто обращается? –   А   сейчас   будем   еще   раз   читать   это   стихотворение   и   попробуем понаблюдать   за   картинами,   которые   рисует   поэт   с   помощью   слов; постараемся увидеть их краски, услышать звуки природы. 5. Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам. 1) Вопросы после прочтения 1­й строфы. – Какую картину вы представили? – Поэт говорит, что звезды «задремали». Как вы думаете, почему? – Какой эпитет выбрал поэт для звезд? – Встречались  ли  вам  в  этом  четверостишии  слова­синонимы?  (Заводь – затон.) – Почему поэт говорит о нем, как о зеркале? – Отчего зеркало задрожало? – Как Есенин говорит о свете? – В каком темпе следует читать это четверостишие? Почему? (Все только­ только просыпается, поэтому читать нужно медленно.)  2) Вопросы после прочтения 2­й строфы. – Какую картину вы представили, прочитав эту строфу? – С чем поэт сравнивает ветви березы? – Какое слово указывает на то, что березки рады наступлению утра? –   Как   вы   себе   представляете   картину,   рисуемую   словами:   «растрепали шелковые косы»? – Можно  ли  по  этой  строфе  судить  о  том,  как  поэт  относится  к березкам? – С какой интонацией нужно читать эту строфу стихотворения? (Ласково, громко, любуясь.) 3) Вопросы после прочтения 3­й строфы. – Есть ли что­то сказочное в этих строчках? – Кого вы видите перед собой? (Крапиву, девушку­модницу.) – Как понимаете слово «плетень»? (Изгородь, сплетенная из веток.) – Какой рисует крапиву поэт? Если бы у нее было личико, каково было бы его выражение? (На личике была бы улыбка, глазки с хитринкой.) – Почему автор говорит, что крапива шепчет?–   С   какой   интонацией   нужно   читать   эту   строфу?  (Нужно   читать эмоционально, выделить голосом именно эту строфу, читать быстрее, чем предыдущие строфы.) – Как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то,   как   вы   читаете   название   стихотворения?   Ведь   это   одно   и   то   же предложение. (Нет, интонация должна быть разной. Название относится ко   всей   природе,   которая   просыпается   и   приветствует.   А   последняя строчка – это шепот крапивы, нужно передавать ее характер.) 6. Чтение стихотворения учащимися целиком. – А теперь, поговорив о том, с какой интонацией нужно читать каждую строфу, выразительно прочитайте это стихотворение С. Есенина. Конкурс «Лучший чтец». Все     учащиеся     принимают     участие     в     обсуждении     результатов конкурса. 7. Вопросы учителя. – Упоминается ли в стихотворении о ветре? – А ощущаем ли мы его присутствие? Какие слова нам помогают в этом? (Шепчет, шелестят, шаловливо, шелковые косы – звук [ш].) – Как вы думаете, воспевает ли поэт в своем стихотворении утро какой­то необыкновенно красивой волшебной страны? (Это наша Родина.) –   Как,   по­вашему,   что   же   чувствовал   С.   Есенин,   когда   писал   свое стихотворение? –   Как   вы   думаете,   какое   настроение   было   у   поэта   в   тот   момент? (Радостное, приподнятое.) –   На   какое   слово   вы   поставили   бы   логическое   ударение   в   названии стихотворения? – Какими  словами  поэт  доказывает,  что  утро  действительно  доброе? (Серебро, золото, зелень. Всюду чувствуется улыбка, добро.) –   Для   С.   А.   Есенина   природа   –   вечная   красота.   Родившись   в   «краю березовом», на рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь хотя   бы   на   мгновение,   посмотрите   вокруг   себя,   на   окружающий   нас   мир земной красоты!». Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными. 8. Словесное рисование. –  Представьте,  что   перед   вами   мольберт   с  палитрой   красок.  Какие   бы краски   вы   использовали   для   написания   картины   «С   добрым   утром!»? Подтвердите свои ответы строчками из стихотворения.– Вы заметили, что С. Есенин в своем стихотворении говорит о природе как о живом существе, как бы оживляет ее? С какой целью он это делает? (Это помогает лучше представить картину летнего утра, почувствовать его свежесть, ведь пробуждение человека очень похоже на пробуждение природы.) – Найдите эти строчки в стихотворении. Прочитайте их. 9. Конкурс «Я – художник». – Стихи С. Есенина очень напевны и мелодичны. Многие из них положены на музыку.  Включается   грамзапись   музыкального   произведения   на   стихи   С. Есенина, а параллельно ученики рисуют картину «С добрым утром!». По окончании организуется выставка. IV. Подведение итогов урока и оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!».