Урок 38
С. МАРШАК. «ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ»
Цели: развивать дикцию, память, внимание учащихся, умение работать с поэтическим текстом; познакомить учащихся с творчеством С. Маршака; работать над выразительным чтением стихотворений; расширять кругозор учащихся; прививать любовь к литературе.
Оборудование: выставка книг «Произведения С. Я. Маршака»; портрет С. Я. Маршака.
У р о к 38
С. МАРШАК. «ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ»
Ц е л и : развивать дикцию, память, внимание учащихся, умение работать с
поэтическим текстом; познакомить учащихся с творчеством С. Маршака;
работать над выразительным чтением стихотворений; расширять кругозор
учащихся; прививать любовь к литературе.
О б о р у д о в а н и е : выставка книг «Произведения С. Я. Маршака»;
портрет С. Я. Маршака.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс «Лучший чтец».
В ходе конкурса осуществляется проверка домашнего задания.
Одновременно повторяются критерии выразительного чтения, дети
учатся внимательно слушать друг друга, объективно оценивать ответы
товарищей и свои собственные.
III. Работа над новым материалом.
1. Целевая установка.
– Вряд ли найдется ребенок в нашей стране, который еще до школы не знал
бы, не слышал бы стихов Маршака. Они изданы у нас миллионными тиражами,
переведены на многие языки мира, нашли многочисленное экранное и
театральное воплощение.
– «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке»… Кто
автор этих произведений? Можете ли вы продолжить список, начатый мною?
(«Пудель», «Усатыйполосатый», «Веселый счет», «Знаки препинания» и
другие.)
– Можете ли вы, ребята, процитировать строки из произведений С.
Маршака?
– Какое произведение С. Я. Маршака мы читали недавно на уроке?
– Какие общие черты произведений С. Я. Маршака вы можете назвать?
– А можете ли вы, ребята, рассказать чтонибудь об этом человеке?
На доске портрет С. Я. Маршака (1887–1964).
Родился С. Я. Маршак в Воронеже, в семье мастерахимика. Семья была
большая и дружная. С особой любовью Маршак вспоминает отца, человека
талантливого, любившего литературу и знавшего языки. Он горячо верил в
своего сынапоэта и не ошибся в нем. Большое влияние на будущего поэтаоказал школьный учитель греческого языка, воспитавший вкус мальчика к
слову.
Детским писателем он стал в начале 20х гг., когда начал писать стихи,
сказочные пьесы и спектакли для организованного им в Краснодаре театра.
Еще раньше он стал заниматься переводческой деятельностью.
Истоки его как поэта уходят в детство. «Сочинять стихи я начал еще до
того, как научился писать», – признается он. В детство же уходит и его
читательский талант, о котором говорит богатство фантазии, дар
сопереживания, чувство образного слова, проявленные им еще в ранние годы
при чтении басен Крылова, стихов Лермонтова, Тютчева и сохранившиеся на
всю жизнь.
Приветствуя Маршака на одном из юбилеев, Корней Чуковский
приветствовал в его лице сразу пятерых: Маршак – детский поэт, Маршак –
драматург, Маршак – лирический поэт, Маршак – переводчик, Маршак –
сатирик. Также Маршак был еще и прозаиком, и критиком, и редактором, и
педагогом.
– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Пожелания
друзьям». О чем же, судя по названию, будет стихотворение?
– Что бы тебе хотелось пожелать своим друзьям?
2. Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.
3. Работа над его содержанием.
– Понравилось ли вам это стихотворение С. Маршака? Как вы думаете,
какое настроение было у поэта в момент написания этого стихотворения? А
какое настроение создалось у вас после прослушивания?
– Что, по словам автора, является «главнейшим условием»?
– Почему автор говорит, что «каждый день и каждый час» добудет
новое?
– Прочитайте последние две строчки стихотворения. Объясните их смысл.
– Почему сердце должно быть умным, а ум – добрым?
– В каких случаях можно воспользоваться строками этого
стихотворения?
4. Повторное чтение учащимися стихотворения по строчкам.
5. Подготовка к выразительному чтению.
1) Вопросы учителя.
– Как необходимо читать это стихотворение? С каким чувством?
– В каком темпе будете читать это стихотворение? Где будете делать
небольшие остановки при чтении?
– Какие слова нужно выделять голосом при чтении?
2) Разночтение:а) чтение хором;
б) чтение учащимися по частям;
в) чтение целиком.
6. Выразительное чтение.
3–4 ученика выразительно читают. К анализу привлекаются все
учащиеся.
IV. Подведение итогов урока.
– Какова тема сегодняшнего урока?
– Что вы можете рассказать о творчестве С. Я. Маршака?
– Каким человеком, повашему, был С. Я. Маршак? Почему вы так
решили?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Пожелания
друзьям». По желанию написать сочинение на тему «Мой лучший друг»
(оформить на альбомном листе).