Конспект урока по теме: С. МАРШАК. «ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ»(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 38 С. МАРШАК. «ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ» Цели: развивать дикцию, память, внимание учащихся, умение работать с поэтическим текстом; познакомить учащихся с творчеством С. Маршака; работать над выразительным чтением стихотворений; расширять кругозор учащихся; прививать любовь к литературе. Оборудование: выставка книг «Произведения С. Я. Маршака»; портрет С. Я. Маршака.
Иконка файла материала чтение.docx
У р о к   38 С. МАРШАК. «ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ» Ц е л и : развивать дикцию, память, внимание учащихся, умение работать с поэтическим   текстом;   познакомить   учащихся   с   творчеством   С.   Маршака; работать   над   выразительным   чтением   стихотворений;   расширять   кругозор учащихся; прививать любовь к литературе. О б о р у д о в а н и е :   выставка   книг   «Произведения   С.   Я.   Маршака»; портрет С. Я. Маршака. Х о д   у р о к а I. Организационный момент.  II. Проверка домашнего задания. Конкурс «Лучший чтец». В   ходе   конкурса   осуществляется   проверка   домашнего   задания. Одновременно   повторяются   критерии   выразительного   чтения,   дети учатся внимательно слушать друг друга, объективно оценивать ответы товарищей и свои собственные. III. Работа над новым материалом. 1. Целевая установка. – Вряд ли найдется ребенок в нашей стране, который еще до школы не знал бы, не слышал бы стихов Маршака. Они изданы у нас миллионными тиражами, переведены   на   многие   языки   мира,   нашли   многочисленное   экранное   и театральное воплощение. – «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке»… Кто автор этих произведений? Можете ли вы продолжить список, начатый мною? («Пудель», «Усатый­полосатый», «Веселый счет», «Знаки препинания» и другие.) – Можете   ли   вы,   ребята,   процитировать  строки   из  произведений С. Маршака? – Какое произведение С. Я. Маршака мы читали недавно на уроке? – Какие общие черты произведений С. Я. Маршака вы можете назвать? – А можете ли вы, ребята, рассказать что­нибудь об этом человеке? На доске портрет С. Я. Маршака (1887–1964). Родился С. Я. Маршак в Воронеже, в семье мастера­химика. Семья была большая и дружная. С особой любовью Маршак вспоминает отца, человека талантливого, любившего литературу и знавшего языки. Он горячо верил в своего сына­поэта и не ошибся в нем. Большое влияние на будущего поэтаоказал  школьный  учитель   греческого   языка,  воспитавший   вкус   мальчика  к слову. Детским писателем он стал в начале 20­х гг., когда начал писать стихи, сказочные пьесы и спектакли для организованного им в Краснодаре театра. Еще раньше он стал заниматься переводческой деятельностью. Истоки его как поэта уходят в детство. «Сочинять стихи я начал еще до того,   как   научился   писать»,   –   признается   он.   В   детство   же   уходит   и   его читательский   талант,   о   котором   говорит   богатство   фантазии,   дар сопереживания, чувство образного слова, проявленные им еще в ранние годы при чтении басен Крылова, стихов Лермонтова, Тютчева и сохранившиеся на всю жизнь. Приветствуя   Маршака   на   одном   из   юбилеев,   Корней   Чуковский приветствовал в его лице сразу пятерых: Маршак – детский поэт, Маршак – драматург,   Маршак   –   лирический   поэт,   Маршак   –   переводчик,   Маршак   – сатирик. Также Маршак был еще и прозаиком, и критиком, и редактором, и педагогом.  –   Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   со   стихотворением   «Пожелания друзьям». О чем же, судя по названию, будет стихотворение? – Что бы тебе хотелось пожелать своим друзьям? 2. Чтение стихотворения хорошо читающим учеником. 3. Работа над его содержанием. – Понравилось ли вам это стихотворение С. Маршака? Как вы думаете, какое настроение было у поэта в момент написания этого стихотворения? А какое настроение создалось у вас после прослушивания? – Что, по словам автора, является «главнейшим условием»? – Почему  автор  говорит,  что  «каждый  день  и  каждый  час» добудет новое? – Прочитайте последние две строчки стихотворения. Объясните их смысл. – Почему сердце должно быть умным, а ум – добрым? –   В     каких     случаях     можно     воспользоваться     строками     этого стихотворения? 4. Повторное чтение учащимися стихотворения по строчкам. 5. Подготовка к выразительному чтению. 1) Вопросы учителя. – Как необходимо читать это стихотворение? С каким чувством? –   В   каком   темпе   будете   читать   это   стихотворение?   Где   будете   делать небольшие остановки при чтении? – Какие слова нужно выделять голосом при чтении? 2) Разночтение:а) чтение хором; б) чтение учащимися по частям; в) чтение целиком. 6. Выразительное чтение. 3–4   ученика   выразительно   читают.   К   анализу   привлекаются   все учащиеся. IV. Подведение итогов урока. – Какова тема сегодняшнего урока? – Что вы можете рассказать о творчестве С. Я. Маршака? –   Каким   человеком,   по­вашему,   был   С.   Я.   Маршак?   Почему   вы   так решили? Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее   задание:    выучить     наизусть     стихотворение     «Пожелания друзьям».  По  желанию  написать  сочинение  на  тему  «Мой лучший друг» (оформить на альбомном листе).