Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание +1
4 кл—5 кл
16.04.2017
Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)
Урок по теме «Семья» - 28 урок в модуле «Основы мировых религиозных культур». Тема «Семья» является сквозной во всех шести модулях курса «Основы религиозных культур и светской этики»: «Христианская семья», «Семья в исламе», «Семья в буддийской культуре и ее ценности», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа», «Род и семья – исток нравственных отношений». Данный урок позволяет сформировать представление учащихся о семье и семейных ценностях в разных религиозных культурах ; позволяет сделать вывод о том, что семейные ценности различных культур совпадают; помогает в воспитании уважения к семейным ценностям и традициям представителей разных религиозных культур. Тема урока предоставляет учителю широкие возможности в выборе формы урока, методов и приемов работы учащихся. После окончания апробации по введению курса, данный урок проводится в 4 классе, в четвертой четверти, незадолго до Международного дня семьи (15 мая), что особенно актуально.
урок по теме Семья на конкурс.doc
Модуль: Основы мировых религиозных культур                                  Урок №28 по теме «Семья», 4 класс. Аннотация. Урок по теме «Семья» ­ 28 урок в модуле «Основы мировых религиозных  культур». Тема «Семья» является сквозной во всех шести модулях курса «Основы  религиозных культур и светской этики»: «Христианская семья», «Семья в исламе»,  «Семья в буддийской культуре и ее ценности», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа», «Род и семья – исток  нравственных отношений». Данный урок позволяет сформировать представление учащихся о семье и  семейных ценностях в разных религиозных культурах ; позволяет сделать вывод о   том, что семейные ценности различных культур совпадают; помогает в воспитании  уважения к семейным ценностям и традициям представителей разных религиозных  культур. Тема урока предоставляет учителю широкие возможности в выборе формы  урока, методов и приемов работы учащихся.  После окончания апробации по введению курса, данный урок проводится в 4  классе, в четвертой четверти, незадолго до Международного дня семьи (15 мая), что  особенно актуально. Урок №28. Тема «Семья». Цель:  ­формирование у учащихся представления о понятиях «семья» и «семейные  ценности» в различных религиозных культурах. Задачи: ­Формировать понятия семья» и «семейные ценности»; подвести учащихся к выводу  о совпадении семейных ценностей различных религиозных культур; ­ Развивать умения сравнивать, анализировать текст и выделять в нем главное;  способствовать развитию коммуникативных качеств; ­ воспитывать уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных  религиозных культур. Виды деятельности:  ­просмотр презентации и работа со слайдами; самостоятельная работа с источниками информации (словари или выдержки из них, текст учебника или раздаточный  материал); рассказы учащихся о традициях своих семей; составление семейных  заповедей; работа в рабочих листах; выполнение упражнения «Ассоциация». Формы работы: ­Фронтальная, индивидуальная, работа в группах ( или в парах). Основные термины и понятия:  ­семья, семейные ценности, семейные традиции, понимание. Оборудование:  ­ мультимедиапроектор и экран, презентация, рабочие листы, листы самоконтроля,  ромашки, рисунки на тему «Семья», словари или выдержки из них, учебник, тексты с  представлениями о семье в христианстве, буддизме. исламе, иудаизме. Ход урока. 1. Организационный момент ( приветствие, проверка рабочих мест, настрой на урок). 2. Работа с темой урока. * На доске заранее прикреплены рисунки детей по теме «Семья» (приложение 6).  Учащимся предлагается посмотреть на рисунки и отгадать ребусы, представленные в презентации (Слайд ­2), чтобы сформулировать тему урока. Учащиеся выполняют  задание и после их ответов на слайде появляется тема урока (слайд – 3). Тему  записывают на рабочий лист ( Приложение 2) Далее учитель говорит о том, что скоро будет отмечаться Международный день  семьи – 15 мая, а 8 июля  ­ всероссийский день семьи, любви и верности (можно  несколько слов вставить об этом празднике ). В честь семьи устанавливают  памятники. Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, т.к. – учитель  читает отрывок из стихотворения:                       В семейном кругу мы с вами растем,                        Основа основ – родительский дом,                       В семейном кругу все корни твои,                        И в жизнь ты выходишь из семьи.                       В семейном кругу мы жизнь создаем,                        Основа основ – родительский дом… * Далее учащиеся формулируют задачи, которые им предстоит решить на уроке  (составляют план урока, ставят вопросы, на которые нужно будет ответить). Учитель заслушивает учащихся, редактирует их высказывания и выводит на слайде план  урока (Слайд ­4). * Работа по плану урока.  ­ Работа с понятием «семья». Первоначально учащиеся называют что такое «семья» в их представлении, далее работаю со словарями (или выдержками из них –  Приложение 1) и записывают определение «Семьи» в рабочий лист ( задание №1,  Приложение 2). Учащиеся озвучивают то, что получилось, на слайд выносится одно  из возможных определений «Семья» (Слайд­5). Учитель делает акцент на то, что мнений о  семье много, как и много людей. Далее  учащимся предлагается выполнить упражнение «Ассоциация» (Слайд­6). ­ на следующем этапе (представления о семье и семейных ценностях в различных  религиозных культурах) учащиеся работают с раздаточным материалом (Приложение 3). Возможна работа в группах, парах, или выслушиваются сообщения заранее  подготовленных учеников. Заслушивание ответов детей сопровождается слайдами  презентации (Слайды 7­10). Учащиеся, выслушав все ответы, должны выделить  общие черты в представлениях о семье. (Совпадают ли представления о семье в разных религиозных культурах? Почему?  Что общего?) ­ далее идет работа по определению главных семейных ценностей. Учащимся  предлагается текст притчи (Слайд 11) и  они должны ответить на вопрос к ней. Затем перечисляются и другие семейные ценности. Одновременно делаются записи в  рабочих листах (Задание 2, Приложение 2) ­ работа с понятием «семейные традиции»: можно сделать акцент на то, что  соблюдение традиций является одной их семейных ценностей. Учащимся  предлагается назвать традиции, сохранившиеся в их семьях. (Если в классе есть  представители разных культур, то выслушать их представителей).  * Рефлексия «Поляна ромашек» Учитель напоминает о праздниках, отмечаемых 15 мая и 8 июля, и предлагает  высадить ромашки на поляну – учащимся выданы ромашки (Приложение 4), на  которых надо написать одну из семейных ценностей, которую они считают главной.  На доске располагается (заранее) импровизированная зеленая поляна (несколько  зеленых листов или раскрашенный в зеленый цвет ватман), на которую дети  прикрепляют свои ромашки, озвучивая текст.  Учитель делает вывод. * Домашнее задание: Заполнение задания 3 на рабочем листе – «Семейные заповеди»( это задание можно выполнить на уроке, если будет время) Другие варианты дом.задания: синквейн на тему «Семья», пословицы о семье с  объяснением смысла, вопросы в учебнике к уроку №28 и др. * Заполнение листа самоконтроля (выставляются баллы от 0 до 5, возможна другая  форма) (Приложение 5). * Учитель благодарит за урок и высказывает пожелания. ПРИЛОЖЕНИЯ. №1. Словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой Семья ­ Группа живущих вместе близких родственников. Всловаре Ефремовой Семья ­  а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.   б)   Род, поколение. В словаре Ушакова Семья  ­ группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих  вместе. Всловаре русских синонимов Семья ­ семейство, дом, фамилия; род, близкие, династия. 1. Семья – это  №2. Рабочий лист. _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. Семейные ценности:  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________ 3. Семейные заповеди: 4. Праздники, посвященные дню семьи:  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________ №3. Ислам уделяет особое внимание браку и всячески поощряет вступление в него человека при  достижении им совершеннолетия, если он готов к этому. Имеется в виду готовность переносить все тяготы брака и обеспечивать семью всем необходимым. Рождение ребёнка является одной из  важнейших целей, является большим счастьем для супругов.  В доме, где есть дети, присутствует  благодать, и чем больше детей, тем больше благодати.  Родители получают вознаграждение от  Аллаха за заботу о детях, а также за благие деяния, совершённые детьми. Однако если воспитание  детей не будет проходить на должном уровне, и дети будут совершать зло ­ родители получат  такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум внимания воспитанию детей, так как это  тоже является причиной счастья родителей. Уважение к старшим и забота о младших также  вырабатываются в семье. Семья – это первый источник любви и воспитания. Будда уделял большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека  источником огромного счастья. Обязанности родителей: уводить детей  от зла; побуждать их делать добро; обеспечить их образование; устроить им подходящий брак: передать им в свое время наследство. Обязанности детей: поддерживать своих родителей; исполнять спои обязанности по отношению к ним; поддерживать и сохранять семейный уклад и  традиции; вести себя так, чтобы быть достойными наследства; исполнять свой религиозный долг и  приносить религиозные дары родителям даже после их смерти. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене  обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины,  а не только для счастья двоих. Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению  сосредотачиваться и мудрости. Иудаизм рассматривает брак как наиболее желательный статус человека. Целью брака являются  взаимопомощь между мужчиной и женщиной  и увеличение рода человеческого. Безбрачие ­  противоестественное состояние; В иудаизме мужчина безусловный глава семьи. К примеру, на его  стул во главе стола нельзя садиться ни детям, ни супруге. Мудрецы говорят, что мужчина голова, а  женщина ­ шея, голова смотрит туда, куда поворачивается шея. Женщина  воспитывает детей,  тогда как отец учит их ­ Торе, всем предметам, наукам. Обязанностью отца является дать своим  детям профессию. Дети в браке считалась великим благом, бездетность — трагедией и позором.  Если муж и жена ведут себя достойно по отношению друг к другу, Бог пребывает с ними; плохие  же отношения между супругами уподобляются пожирающем. Обе стороны должны стремиться  возвысить свой брак путем взаимного внимания и уважения. Христианская семья — «малая Церковь» (муж — пастырь, жена — диакон, дети — народ),  основанная на таинстве брака, члены которой связаны не только общностью быта, взаимной  помощью, моральной и правовой ответственностью,  но и узами взаимной любви и верности  христианским идеалам. Семья – это крепость. Страшно разделение семьи. Главным условием  целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь.  Будем помнить и прежде всего в семье исполнять первую по значению и последнюю по времени  заповедь Господа: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Брак христианский свят и духовен, как свят союз Христа с Церковью. Брак должен быть нерасторжимым.  Муж должен быть главой  семьи.  Мужья должны любить, защищать, обеспечивать и вести за собой семью.  Жена должна быть покорна  мужу. Дети должны быть научены полному подчинению и послушанию своим родителям­ христианам. На отцах­христианах, как на главах семей, лежит первостепенная ответственность за  воспитание детей.  №4. №5. №  урока Домашнее  задание Цели урока Новый  материал закрепление Оценка  учителя №6. Примеры рисунков. Рисунки выполнены учащимися 4 «б» класса в мае 2012г. ( на доске выставляются все рисунки)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)

Конспект урока по теме "Семья" (4-5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017