У р о к 92.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Цели: познакомить учащихся с понятием «скорость»; рассмотреть единицы измерения величины «скорость»; учить решать задачи на нахождение скорости и расстояния; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 92.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Цели: познакомить учащихся с понятием «скорость»; рассмотреть
единицы измерения величины «скорость»; учить решать задачи на нахождение
скорости и расстояния; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 549.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) 11 ∙ (8 ∙ 2) б) 11 ∙ (8 : 2)
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите лишнюю величину:
а) км, дм, ч, мм, см;б) мин, с, сут, век, ч, см;
в) кг, т, ц, ч, г.
2. Решите задачу.
По дороге в школу мальчик считал свои шаги. Сначала он считал шаги
парами и насчитал 55 пар, потом – тройками и насчитал 30 троек. Сколько
всего шагов он насчитал?
О т в е т: 55 ∙ 2 + 30 ∙ 3 = 200 (ш.).
3. На доске записаны две строки чисел. Найдите сумму чисел верхней
строки. Найдите сумму чисел нижней строки, не складывая их между собой:
а) 320
300
б) 320
300
540
520
540
560
160
140
160
140
120
100
120
140
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
Учитель. Вы уже знаете такие величины, как расстояние и время, знаете
единицы их измерения. Теперь вы познакомитесь с новой величиной, которая
называется скоростью, и узнаете, как связаны между собой скорость, время и
расстояние.
– Решите задачи.
а) Самолет за 5 минут пролетает 75 км. Сколько километров он пролетает
за 1 минуту?
– Как будете рассуждать? (За 1 минуту самолет пролетит расстояние в
5 раз меньше, чем за 5 минут. Значит, 75 : 5 = 15 (км).)
б) Сокол за 3 секунды пролетает 69 м. Сколько он пролетит за 1 секунду?
– Как будете рассуждать? (За 1 секунду сокол пролетит расстояние в 3
раза меньше, чем за 3 секунды. 69 : 3 = 23 (м).)
– Чем похожи эти задачи? (Они похожи вопросами: «Сколько пролетит
за 1 минуту, за 1 секунду?», то есть за единицу времени.)
– Отвечая на такие вопросы, мы узнаем скорость движения. Это тоже
величина. Поэтому нужно определить, в каких единицах мы будем измерять
ее.
Скорость движения – это расстояние, пройденное за
единицу времени.
Единицы скорости: км/ч, м/мин, км/с.
– В каких еще единицах можно измерять скорость? (В км/мин, м/ч, м/с и
др.)2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 379.
– Как можно ответить на вопросы задачи?
– Что найдем, отвечая на эти вопросы? (Скорость поезда и скорость
самолета.)
– Сравните свои ответы с рассуждениями Маши.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 380.
– Прочитайте задание.
– Как вы ответите на вопрос задания?
– Сравните свои ответы с рассуждениями Миши и Маши.
– Как узнать скорость движения?
Чтобы узнать скорость движения, нужно расстояние
разделить на время.
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 381.
– Самостоятельно запишите решение задачи.
З а п и с ь: 16 : 4 = 4 (км/ч).
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 382.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
Скорость (км/ч)
Время (ч)
Расстояние (км)
Машина
«Жигули»
«Запорожец»
?
?
2
3
6
180
180
?
«Жигули»
одинаковая
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Чему равна скорость «Жигулей»?
180 : 2 = 90 (км/ч)
2) Чему равна скорость «Запорожца»?
180 : 3 = 60 (км/ч)
3) Какое расстояние пройдут «Жигули» за 6 часов?
90 ∙ 6 = 540 (км)
– Как узнать расстояние, зная скорость и время?
Чтобы узнать расстояние, нужно скорость умножить навремя.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 383.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
Р е ш е н и е:
1) 18 ∙ 2 = 36 (км) – прошел со скоростью 18 км/ч.
2) 15 ∙ 2 = 30 (км) – прошел со скоростью 15 км/ч.
3) 12 ∙ 2 = 24 (км) – прошел со скоростью 12 км/ч.
4) 36 + 30 + 24 = 90 (км) – все расстояния.
Скорость
? км/ч
Время
5 ч
Расстояние
90 км
5) 90 : 5 = 18 (км/ч).
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 384.
– Заполните таблицу:
Скорость
1 км/мин
Время
5 ч
Расстояние
?
– Как будете рассуждать?
Учащиеся (рассуждают). За 1 минуту мотоциклист проехал 1 км. Значит,
за 60 минут (или за 1 ч) он проедет в 60 раз больше, то есть 60 км.
Скорость мотоциклиста можно записать в других единицах: 60 км/ч.
Теперь можно узнать, сколько он проедет за 5 ч. В пять раз больше: 60 ∙ 5 =
300 (км).
– Как еще можно рассуждать?
О т в е т: 5 часов – это 300 мин. За 1 мин мотоциклист проезжает 1 км,
значит, за 300 мин – в 300 раз больше: 1 ∙ 300 = 300 (км).
VI. Итог урока.
– Что называют «скорость движения»?
– В каких единицах измеряется скорость?
– Как узнать скорость движения?
– Как узнать расстояние?Домашнее задание: № 385; тетрадь с печатной основой № 2 (задания №
26, 27).