«Я верю, что в моем писательском
деле она сыграла не последнюю
роль: когда-то в (не)отмече(н,нн)ую
минуту вышел я к Ангаре и обомлел
– от вошедшей в меня красоты, от
явившегося из нее сознательного и
материального чувства родины».
Валентин Распутин
«Сложные предложения
союзной и бессоюзной
с разными видами
связи»
Определите значение слова «обомлел» в этом
предложении:
1. Ослабеть до потери чувств, расслабнуть.
2. То же, что «затечь» в 3 знач. (простореч.):
«Онеметь, временно потерять способность двигаться
от перерыва в циркуляции крови».
3. Оцепенеть, оторопеть от изумления, от какогон.
сильного впечатления. Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
вся обомлела, запылала. Пушкин. Я вздрогнул весь, я
обомлел. Тургенев. Обомлеть от ужаса.
Определите слово(а), в котором(ых) есть
проверяемая
слово(а),
безударная
ударением. Выпишите
выделив корень.
гласная
это(и)
корня,
Объясните
«(не)отмече(н,нн)ую».
примера
на
орфограммы.
каждый
правописание
Запишите
слова
три
обозначенной
по
вид
От
веты
Ответы к тестовой работе:
1 вариант
2 вариант
1
2
3
4
5
6
1234
1245
1345
123
12345
13
1234
2345
1234
134
1234
1234
Проблема текста – это сложный теоретический или
практический вопрос, требующий исследования, решения.
Вопрос, над которым размышляет автор.
Выделяют различные виды проблем:
философские проблемы
(затрагивают
самые общие
особенности развития природы, общества, мышления);
социальные проблемы (касаются устройства и жизни
политические проблемы
(связаны с деятельностью
государственной власти, партий или общественных групп);
экологические проблемы
(отражают взаимодействие
человека и окружающей среды);
общества);
нравственные (этические)
с
внутренними духовными качествами, которыми руководствуется
человек, с определёнными правилами поведения).
проблемы
(связаны
Способы формулировки проблемы:
1.Автор
проблемой …….;
размышляет
над
2.В
тексте
проблема ……….;
поднимается
3.Текст
автора
заставил меня
задуматься над проблемой ……. .
Задания:
Определите проблему данного текста.
Подумайте, каким образом содержание
текста касается вас, других людей, всего
человечества.
Какова позиция автора по данной
проблеме?
Художественный текст
______________________обратился к _____________________
______________________________________ проблеме,
которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель
размышляет
о____________________________________________
_____________________________________________________
______________________. Автор хвалит_____________________
_____________________________________________________
______________________.
Но его симпатии
______________________________________
_____________________________________________________
________________________________________________________
___________________________________________
Комментирование проблемы
•Публицист с восхищением (с негодованием, с огорчением)
пишет о
•Автор отмечает, что
•Он считает, что
•Проблема раскрывается публицистом на примере…
•Он разделяет мнение (кого)…
•Автор приводит нас к такому выводу:…..
•Писатель размышляет о
•Автор хвалит (осуждает, одобряет, симпатизирует)
•Он раскрывает проблему на примере случае из жизни
(взаимоотношений кого с кем)
•Поступок (слова, действия) героя, по мнению писателя,
свидетельствует о том, что…
ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР?
•Отмечает, подчеркивает, приводит пример того, как…
отмечает важность, анализирует, рассматривает, доказывает,
убеждает, приходит к выводу, опирается на мнение
«Родина
больше
нас,
сильнее нас,
добрее нас. Сегодня
ее судьба вручена
нам. Будем же ее
достойны ……….»
«Теперь, когда мы уже
научились летать по
воздуху, как птицы,
плавать под водой, как
рыбы, нам не хватает
только одного: научиться
жить на земле, как
люди»
(Б. Шоу).
Люди способны сберечь родную землю, землю
своей «малой» родины, не дать ей исчезнуть без следа,
быть на ней не временным жильцом, а вечным ее
хранителем, чтобы потом не испытывать перед
потомками горечь и стыд за утерю чегото родного,
близкого
самим быть
счастливыми на своей малой родине, на которой они
родились, выросли, жили и хранили свой очаг…
сердцу. Да и
твоему
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е.А.Евтушенко
Домашнее задание:
Закончить написание сочинения
тексту
по
рассуждения
В.Распутина.