У р о к 83.
СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ МАССЫ
Цели: закреплять знание соотношений единиц длины и массы; отрабатывать сложение и вычитание величин; развивать умение находить закономерности при вычислении выражений; совершенствовать навыки решения задач с изученными величинами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 83.
СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ МАССЫ
Цели:
закреплять знание соотношений единиц длины и массы;
отрабатывать сложение и вычитание величин; развивать умение находить
закономерности при вычислении выражений; совершенствовать навыки
решения задач с изученными величинами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 324.
– Прочитайте величины столбика а) в порядке возрастания.
– Прочитайте величины столбика б) в порядке убывания.
– Каждую величину столбика в) увеличьте в 2 раза.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Запишите величины в порядке их возрастания.
6000 г, 4 кг, 5 кг 20 г, 5 кг 2 г;
5 кг 200 г, 28000 г, 39 кг.
– Увеличьте каждую величину на 15 кг.
2. Лыжные соревнования проводятся на дистанциях в 3 км, 5 км, 10 км.
Выразите эти расстояния в метрах.
3. Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.Длина
Масса
Синий кит
Дельфин
33 м
3 м 60 см
Морж
? на 1 м 10 см больше, чем у тюленя
Тюленьмонах ? в 11 раз меньше, чем у синего кита
150 т
? на 1400 кг меньше, чем
у моржа
? в 6 раз больше, чем у
тюленя
300 кг
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 325 (а, б).
– Самостоятельно дополните каждую величину до пяти тонн.
I в а р и а н т – столбик а); II в а р и а н т – столбик б).
– Объясните, как рассуждали.
Учащиеся (рассуждают). 5 т = 5000 кг. Чтобы дополнить 3 т 275 кг до
пяти тонн, нужно 5000 – 3275 = 1725 (кг). Значит, к 3 т 275 кг нужно
прибавить 1 т 725 кг, тогда получим 5 т.
З а п и с ь: 3 т 275 кг + 1 т 725 кг = 5 т.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 326.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
Масса 1 учебника (г)
Количество (шт.)
300
?
?
Общая масса
учебников (т)
3
5
– Что необходимо сделать для нахождения количества учебников?
(Необходимо 3 т выразить в граммах.)
3 т = 3 000 кг = 3 000 000 г
Теперь можно узнать количество учебников:
3 000 000 : 300
При вычислении значения данного выражения не следует жалеть времени
на обсуждение и обоснование способов действий. Полезно вспомнить:
а) правило деления числа на произведение:
3 000 000 : (3 ∙ 100);б) правило деления на 10, 100, 1000:
(3 000 000 : 100) : 3.
– Как найти значение выражения 30 000 : 3?
О т в е т: пользуясь способом подбора; для того чтобы получить число
30 000, нужно 3 умножить на 10 000.
Значит, 30 000 : 3 = 10 000.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 327.
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется найти?
– Заполните таблицу:
Цена
53 р. 20 к.
Одинаковая
Количество
3 кг
2 кг
500 кг
Стоимость
? Хватит 160 р.?
?
?
– Как найти стоимость?
– С а м о с т о я т е л ь н о запишите решение задачи по действиям с
пояснением.
Р е ш е н и е:
1) 5320 ∙ 3 = 15960 (к.) – стоимость 3 кг рыбы.
2) 159 р. 60 к. < 160 р.
3) 5320 ∙ 2 = 10640 (к.) – стоимость 2 кг рыбы.
4) 10640 к. = 106 р. 40 к.
5) 5320 : 2 = 2660 (к.) – стоимость 500 г.
6) 2660 к. = 26 р. 20 к.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 328).
– Проанализируйте первую строку таблицы. По какому правилу она
составлена?О т в е т: каждая следующая величина больше предыдущей в 10 раз: 7 кг,
70 кг, 7 ц, 7 т, 70 т.
Видим, что 7 кг ∙ 10 = 70 кг;
70 кг ∙ 10 = 700 кг = 7 ц;
7 ц ∙ 10 = 70 ц = 7 т;
7 т ∙ 10 = 70 т.
– Используя данное правило, составьте вторую строку. (Ряд величин
будет иметь вид: 4 мм, 4 см, 4 дм, 4 м, 40 м.)
– Заполните третью строку, имея только одно данное: 5 кг.
(В
соответствии с правилом на первом месте нужно записать величину,
которая в 10 раз меньше 5 кг. Придется 5 кг выражать в граммах и
уменьшать в 10 раз. Получим 500 г. Вычислить третью величину в ряду
можно так: 5 кг ∙ 10 = 50 кг и т. д. Получим ряд величин: 500 г, 5 кг, 50 кг,
5 ц, 5 т.)
– Заполните четвертый ряд величин от величины 900 м. (Ей предшествует
величина 90 м, или 900 дм, так как в этой клетке стоят единицы –
дециметры; затем 90 дм, или 900 см, затем 90 см, или 900 мм. Получаем
ряд: 900 мм, 900 см, 900 дм, 900 м, 9 км).
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 329.
– Прочитайте условие задачи.
– Прочитайте вопрос.
– Нарисуйте схему, она поможет вам решить задачу.
З а п и с ь р е ш е н и я з а д а ч и:
1) 25 – 13 = 12 (н.) – сшили из 32 м 40 см.2) 32 м 40 см = 3240 см.
3) 3240 : 12 = 270 (см) – идет на одну наволочку.
4) 270 ∙ 40 = 10800 (см) – надо для пошива 40 наволочек.
270
40
10 8 00
10800 см = 108 м.
5) 270 ∙ 41 = 11070 (см) – надо для пошива 41 наволочки.
270
41
27
108
11070
11070 см = 110 м 70 см.
О т в е т: 110 м хватит на пошив 40 наволочек; на пошив 41 наволочки
нужно 111 м.
– Как подругому можно ответить на первый вопрос задачи?
6) 110 м = 11000 см;
11000 : 270 = 40 (ост. 200).
О т в е т: получится 40 наволочек и 2 метра останется.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 330).
З а п и с ь:
а) 7 дм 2 см + 4 см = 7 дм 6 см = 76 см.
б) 7 м 2 дм + 4 дм = 7 м 6 дм = 76 дм и т. д.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 325 (в), № 331; тетрадь с печатной основой № 2
(задания № 16, 17).