У р о к 85.
СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ВРЕМЕНИ
Цели: закреплять знание соотношений единиц времени; повторить сложение и вычитание величин; развивать навыки решения задач с единицами времени; учить выделять закономерность в построении ряда величин.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 85.
СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ВРЕМЕНИ
Цели: закреплять знание соотношений единиц времени; повторить
сложение и вычитание величин; развивать навыки решения задач с единицами
времени; учить выделять закономерность в построении ряда величин.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 341.
– Что обозначает число 540 в выражениях?
О т в е т: 540 – это 9 часов, выраженных в минутах, то есть 9 ч = 540 мин.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 540 : 12
б) 540 : 6
в) 540 : 6 ∙ 5
г) (540 : 6) : (540 : 12)д) 540 : 6 – 540 : 12
О т в е т ы: а) время одного рейса автобуса; б) время одного рейса
троллейбуса; в) время, за которое троллейбус делает 5 рейсов; г) во сколько
раз время одного рейса троллейбуса больше, чем время одного рейса
автобуса; д) на сколько больше времени длится один рейс троллейбуса, чем
один рейс автобуса.
З а д а н и е № 332.
450 : 5 + (450 : 5 + 157) + 450 = 787 (очков)
? набрал ли 1000 очков?
1000 > 787
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Сравните величины:
72 ч … 3 сут.
2 сут. 5 ч … 52 ч
120 мин … 3 ч
1 сут. … 24 ч
300 мин … 5 ч
48 ч … 2 сут. 4 ч
2. Решите задачу.
Рабочий день длится 7 часов. Сколько рабочих часов в 2 (4, 5, 7) днях?
3. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Старший брат идет от дома до школы 30 минут, а младший – 40 минут.
Через сколько минут старший брат догонит младшего, если тот вышел на 5
мин раньше?
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 340.
– Разгадайте правило, по которому записаны величины. (Разность двух
величин, записанных в нижних «окошках», равна величине, записанной в
верхнем «окошке» (только выраженной в более «мелких» единицах.)
– Как вычислить данную разность? (Нужно все три величины выразить в
одних и тех же «мелких» единицах.)
Для заполнения пустого «окошка» следует сначала выписать единицы в
порядке убывания: дм, см, мм. Значит, величины нужно выразить в мм.
3 дм = 30 см = 300 мм; 3 см = 30 мм.
300 мм – 30 мм = 270 мм (записываем в «окошко»).
Известные величины выражаем в секундах:
3 ч = 180 мин = 10800 с;
3 мин = 180 с;
10800 с – 180 с = 10720 с (записываем в «окошко»).
Известные величины выражаем в граммах:
3 ц = 300 кг = 300 000 г;
3 кг = 3000 г;
300 000 – 3000 = 297 000 г (записываем в «окошко»).
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 342 (устно).
– Сколько будет времени, если пройдут одни сутки?
О т в е т: 6 ч 40 мин.
– Какое время будут показывать часы, если пройдут еще одни сутки?
О т в е т: опять 6 ч 40 мин.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н ия № 343.
– Самостоятельно запишите решение задачи.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
Р е ш е н и е:
1) 1 ч 10 мин = 70 мин.
2) 70 мин – 60 мин = 10 мин – затратил больше первый лыжник, чем второй.4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 344 (а).
– Наложите прозрачный лист бумаги на страницу учебника и выполните
сравнение величин.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Объясните, как рассуждали.
О т в е т: 6 мин 3 с … 362 с.
6 мин 3 с = (60 ∙ 6 + 3) с = 363 с
363 с > 362 с
I с п о с о б
II с п о с о б
362 с = (362 : 60) с = 6 мин 2 с
6 мин 3 с > 6 мин 2 с
Аналогично анализируются следующие записи величин.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 345.
– Самостоятельно запишите решение задачи.
З а п и с ь: 14 ч 20 мин + 50 мин = 14 ч 70 мин = 15 ч 10 мин.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 346 (устно).
– Разгадайте правило, по которому записан каждый ряд величин.
Первый ряд (а) построен по правилу: каждая следующая величина на 15 дм
больше предыдущей. Это легко увидеть, если выразить все величины в
дециметрах: 15 дм, 30 дм, 45 дм, 60 дм, 75 дм.
Во втором ряду (б) каждая следующая величина на 25 мм меньше
предыдущей. Это легко обнаружить, выразив каждую величину в
миллиметрах: 130 мм, 105 мм, 80 мм, 55 мм.
В третьем ряду (в) каждая следующая величина меньше предыдущей на 2
км. Это можно увидеть, выразив каждую величину в километрах: 16 км, 14 км,
12 км, 10 км, 8 км.
В четвертом ряду (г) первая и вторая величины одинаковы, третья
уменьшается на 4 т и опять повторяется 2 раза. Для этого выразим все
величины в тоннах: 25 т, 25 т, 21 т, 21 т, 17 т, 17 т, 13 т, 13 т.
В пятом ряду (д) более сложное правило: для получения следующей
величины данная величина уменьшается на 1 мин, полученная увеличивается
на 2 мин, снова уменьшается на 1 мин, затем опять увеличивается на 2 мин.
Таким образом, правило можно схематично записать:– 1 мин + 2 мин – 1 мин + 2 мин и т. д.
Чтобы учащиеся могли разгадать это правило, нужно все величины
выразить в минутах.
Получим ряд: 6 мин, 5 мин, 7 мин, 6 мин, 8 мин, 7 мин.
В шестом ряду (е) все величины надо выразить в часах. Получим ряд: 3 ч, 4
ч, 5 ч, 6 ч, 7 ч.
Значит, каждая следующая величина увеличивается на 1 час.
В седьмом ряду (ж) каждая следующая величина увеличивается на 1 кг 200
г. Получим ряд: 1 кг 200 г, 2 кг 400 г, 3 кг 600 г, 4 кг 800 г, 5 кг 200 г и т. д.
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 347).
– Прочитайте задачу и заполните таблицу:
Время на одну доску
Количество досок
Одинаковое
32
75
90
Общее время
2 ч 40 мин
?
7 ч
Переведем 2 ч 40 мин в минуты.
Н а д о с к е з а п и с ь: 1 ч = 60 мин.
В т е т р а д я х:
1) 2 ч 40 мин = 160 мин.
60 ∙ 2 + 40 = 160 (мин).
2) 160 : 32 = 5 (мин) – время, которое идет на покраску одной доски.
3) 5 ∙ 75 = 375 (мин) – время, которое идет на покраску 75 досок.
4) 375 мин = 6 ч 15 мин.
375 : 60 = 6 (ост. 15).
– Как можно ответить на второй вопрос задачи?
I с п о с о б
90 – 75 = 15 (д.) – больше 90 досок, чем 75 досок.
5 ∙ 15 = 75 (мин) – время, которое идет на покраску 15 досок.
Если на 75 досок нужно потратить 6 ч 15 мин, то на 90 досок нужно
потратить 6 ч 15 мин + 75 мин. Без вычислений видно, что время превышает 7
часов.
II с п о с о б
5 ∙ 90 = 450 (мин)
450 мин = 7 ч 30 мин
7 ч 30 мин > 7 ч
О т в е т: за 7 часов нельзя покрасить 90 досок.
VI. Итог урока.Домашнее задание: № 344 (б), № 348 (I в. – 1, 2, 3; II в. – 4, 5, 6).