Конспект урока по теме: СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ВРЕМЕНИ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У р о к 85. СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ВРЕМЕНИ Цели: закреплять знание соотношений единиц времени; повторить сложение и вычитание величин; развивать навыки решения задач с единицами времени; учить выделять закономерность в построении ряда величин. Планируемые результаты образования: Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи. Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля. Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Иконка файла материала математика.docx
У р о к  85. СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ВРЕМЕНИ Цели:  закреплять   знание   соотношений   единиц   времени;   повторить сложение и вычитание величин; развивать навыки решения задач с единицами времени; учить выделять закономерность в построении ряда величин. Планируемые результаты образования: Предметные:   оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи. Личностные:  проявляют   познавательный   интерес   на   основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля. Метапредметные: Регулятивные:  самостоятельно   определяют   учебную  задачу,   планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные   –   структурируют   знания;   логические   –   осмысленно   читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают   выводы   и   умозаключения.   Коммуникативные:   умеют   строить взаимодействие   со   сверстниками,   используя   конструктивные   способы общения, формулировать собственное мнение и позицию. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. З а д а н и е  № 341. – Что обозначает число 540 в выражениях?  О т в е т: 540 – это 9 часов, выраженных в минутах, то есть 9 ч = 540 мин. – Объясните, что обозначают выражения: а) 540 : 12 б) 540 : 6 в) 540 : 6 ∙ 5 г) (540 : 6) : (540 : 12)д) 540 : 6 – 540 : 12 О   т   в   е   т   ы:   а)   время   одного   рейса   автобуса;   б)   время   одного   рейса троллейбуса; в) время, за которое троллейбус делает 5 рейсов; г) во сколько раз   время   одного   рейса   троллейбуса   больше,   чем   время   одного   рейса автобуса; д) на сколько больше времени длится один рейс троллейбуса, чем один рейс автобуса. З а д а н и е  № 332. 450 : 5 + (450 : 5 + 157) + 450 = 787 (очков)  ? набрал ли 1000 очков? 1000 > 787 III. Устный счет. З а д а н и я: 1. Сравните величины: 72 ч … 3 сут. 2 сут. 5 ч … 52 ч 120 мин … 3 ч 1 сут. … 24 ч 300 мин … 5 ч 48 ч … 2 сут. 4 ч 2. Решите задачу. Рабочий  день  длится  7 часов.  Сколько  рабочих  часов  в 2 (4, 5, 7) днях? 3. З а д а н и е   н а   с м е к а л к у. Старший брат идет от дома до школы 30 минут, а младший – 40 минут. Через сколько минут старший брат догонит младшего, если тот вышел на 5 мин раньше? IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 340. – Разгадайте правило, по которому записаны величины.  (Разность двух величин,   записанных   в   нижних   «окошках»,   равна   величине,   записанной   в верхнем «окошке» (только выраженной в более «мелких» единицах.) – Как вычислить данную разность? (Нужно все три величины выразить в одних и тех же «мелких» единицах.) Для заполнения пустого «окошка» следует сначала выписать единицы в порядке убывания: дм, см, мм. Значит, величины нужно выразить в мм. 3 дм = 30 см = 300 мм; 3 см = 30 мм. 300 мм – 30 мм = 270 мм (записываем в «окошко»). Известные величины выражаем в секундах: 3 ч = 180 мин = 10800 с; 3 мин = 180 с; 10800 с – 180 с = 10720 с (записываем в «окошко»). Известные величины выражаем в граммах: 3 ц = 300 кг = 300 000 г; 3 кг = 3000 г; 300 000 – 3000 = 297 000 г (записываем в «окошко»). 2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 342 (устно). – Сколько будет времени, если пройдут одни сутки? О т в е т: 6 ч 40 мин. – Какое время будут показывать часы, если пройдут еще одни сутки?  О т в е т: опять 6 ч 40 мин. 3. В ы п о л н е н и е   з а д а н ия  № 343. – Самостоятельно запишите решение задачи. В з а и м о п р о в е р к а  в парах. Р е ш е н и е: 1) 1 ч 10 мин = 70 мин. 2) 70 мин – 60 мин = 10 мин – затратил больше первый лыжник, чем второй.4. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 344 (а). – Наложите прозрачный лист бумаги на страницу учебника и выполните сравнение величин.  Ф р о н т а л ь н а я   п р о в е р к а. – Объясните, как рассуждали. О т в е т: 6 мин 3 с … 362 с. 6 мин 3 с = (60 ∙ 6 + 3) с = 363 с 363 с > 362 с I  с п о с о б II  с п о с о б 362 с = (362 : 60) с = 6 мин 2 с 6 мин 3 с > 6 мин 2 с Аналогично анализируются следующие записи величин.  Ф и з к у л ь т м и н у т к а V. Повторение пройденного материала. 1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 345. – Самостоятельно запишите решение задачи. З а п и с ь: 14 ч 20 мин + 50 мин = 14 ч 70 мин = 15 ч 10 мин. 2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 346 (устно). – Разгадайте правило, по которому записан каждый ряд величин. Первый ряд (а) построен по правилу: каждая следующая величина на 15 дм больше   предыдущей.   Это   легко   увидеть,   если   выразить   все   величины   в дециметрах: 15 дм, 30 дм, 45 дм, 60 дм, 75 дм. Во   втором   ряду   (б)   каждая   следующая   величина   на   25   мм   меньше предыдущей.   Это   легко   обнаружить,   выразив   каждую   величину   в миллиметрах: 130 мм, 105 мм, 80 мм, 55 мм. В третьем ряду (в) каждая следующая величина меньше предыдущей на 2 км. Это можно увидеть, выразив каждую величину в километрах: 16 км, 14 км, 12 км, 10 км, 8 км. В   четвертом   ряду   (г)   первая   и   вторая   величины   одинаковы,   третья уменьшается   на   4   т   и   опять   повторяется   2   раза.   Для   этого   выразим   все величины в тоннах: 25 т, 25 т, 21 т, 21 т, 17 т, 17 т, 13 т, 13 т. В   пятом   ряду   (д)   более   сложное   правило:   для   получения   следующей величины данная величина уменьшается на 1 мин, полученная увеличивается на 2 мин, снова уменьшается на 1 мин, затем опять увеличивается на 2 мин. Таким образом, правило можно схематично записать:– 1 мин + 2 мин – 1 мин + 2 мин и т. д.  Чтобы учащиеся могли разгадать это правило,  нужно все  величины выразить в минутах. Получим ряд: 6 мин, 5 мин, 7 мин, 6 мин, 8 мин, 7 мин. В шестом ряду (е) все величины надо выразить в часах. Получим ряд: 3 ч, 4 ч, 5 ч, 6 ч, 7 ч. Значит, каждая следующая величина увеличивается на 1 час. В седьмом ряду (ж) каждая следующая величина увеличивается на 1 кг 200 г. Получим ряд: 1 кг 200 г, 2 кг 400 г, 3 кг 600 г, 4 кг 800 г, 5 кг 200 г и т. д. 3. К о л л е к т и в н а я   р а б о т а  (выполнение задания № 347). – Прочитайте задачу и заполните таблицу: Время на одну доску Количество досок Одинаковое 32 75 90 Общее время 2 ч 40 мин ? 7 ч Переведем 2 ч 40 мин в минуты. Н а   д о с к е   з а п и с ь: 1 ч = 60 мин. В  т е т р а д я х: 1) 2 ч 40 мин = 160 мин. 60 ∙ 2 + 40 = 160 (мин). 2) 160 : 32 = 5 (мин) – время, которое идет на покраску одной доски. 3) 5 ∙ 75 = 375 (мин) – время, которое идет на покраску 75 досок. 4) 375 мин = 6 ч 15 мин. 375 : 60 = 6 (ост. 15). – Как можно ответить на второй вопрос задачи? I  с п о с о б 90 – 75 = 15 (д.) – больше 90 досок, чем 75 досок. 5 ∙ 15 = 75 (мин) – время, которое идет на покраску 15 досок. Если  на  75 досок  нужно  потратить  6 ч 15 мин, то  на 90  досок   нужно потратить 6 ч 15 мин + 75 мин. Без вычислений видно, что время превышает 7 часов. II  с п о с о б 5 ∙ 90 = 450 (мин) 450 мин = 7 ч 30 мин 7 ч 30 мин > 7 ч О т в е т: за 7 часов нельзя покрасить 90 досок. VI. Итог урока.Домашнее задание: № 344 (б), № 348 (I в. – 1, 2, 3; II в. – 4, 5, 6).