У р о к 81.
СООТНОШЕНИЯ ЕДИНИЦ МАССЫ
Цели: закреплять знание соотношений единиц длины и массы; совершенствовать умение решать задачи с изученными величинами; развивать умение анализировать и сравнивать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 81.
СООТНОШЕНИЯ ЕДИНИЦ МАССЫ
Цели:
закреплять знание соотношений единиц длины и массы;
совершенствовать умение решать задачи с изученными величинами; развивать
умение анализировать и сравнивать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 312.
– Выберите выражение, которое обозначает массу слив в одной
корзине:
а) 69000 : 15 – 1500
б) 69000 : 15 + 1500
в) 69000 – (1500 ∙ 15)– Сколько килограммов слив поместится в 26 таких же корзинах?
3100 ∙ 26 = 80600 (г)
80600 г = 80 кг 600 г
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Выразите массу животных в центнерах и килограммах:
Масса льва – 150 кг = … .
Масса слона – 3 т = … .
Масса новорожденного кита – 800 кг = … .
2. Назовите пары равных значений величин, расположенных в разных
столбиках:
40 т 700 кг
3 м 025 мм
4 т 7 ц
3 м 250 мм
3250 мм
407 ц
47 ц
3025 мм
3. Решите задачу.
Масса колибри, самой маленькой птички на Земле, 2 г, а масса страуса,
самой крупной птицы, 120 кг. На сколько масса колибри меньше массы
страуса?
4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Масса рыбы 3 кг плюс половина всей массы. Какова масса рыбы?
О т в е т: 6 кг.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 313.
– Прочитайте задачу.
– Проанализируйте схему.
– В скольких контейнерах разместилось 12 ц свеклы?
О т в е т: 14 – 9 = 5 (к).– Самостоятельно заполните таблицу:
Масса 1 контейнера (ц)
Одинаковая
Количество контейнеров
(шт.)
5
?
Общая масса
12 ц
6 т
Дальнейшее решение задачи связано с переводом одних единиц массы в
другие.
12 ц = 1200 кг
6 т = 60 ц = 6 000 кг
Р е ш е н и е:
I с п о с о б
1) 12 ц = 1200 кг.
2) 1200 : 5 = 240 (кг) – масса одного контейнера.
3) 6 т = 6000 кг.
4) 6000 : 240 = 25 (к.) – потребуется для 6 т свеклы.
II с п о с о б
1) 6 т = 60 ц.
2) 60 : 12 = 5 (раз) – больше свеклы в 6 т, чем в 12 ц.
3) 5 ∙ 5 = 25 (к.) – потребуется для 6 т свеклы.
III с п о с о б
1) 12 ц = 1200 кг.
2) 6 т = 6000 кг.
3) 6000 : 1200 = 5 (раз) – больше свеклы в 6 т, чем в 12 ц.
4) 5 ∙ 5 = 25 (к.) – потребуется для 6 т свеклы.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 314 (а).
– Наложите прозрачный лист бумаги на страницу учебника и
самостоятельно подчеркните те величины справа, которые равны величинам в
левом столбике. (5 см 2 мм = 52 мм и т. д.)
Учитель наблюдает за работой учащихся и выписывает на доске
ответы, которые обсуждаются фронтально.
З а п и с ь в т е т р а д я х:
а) 5 см 2 мм = 52 мм
5 дм 2 см = 52 см = 520 мм
5 м 2 дм = 52 дм = 520 см = 5200 мм
Ф и з к у л ь т м и н у т к аV. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 315 (устно).
– Прочитайте задание.
– Как узнать, сколько мешков по 50 кг может перевезти машина
грузоподъемностью 5 т?
О т в е т: 5 т = 5000 кг. Отсюда: 5000 : 50 = 100 (м).
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 316).
– Прочитайте условие задачи.
– Выполните схему к данному условию.
– Запишите решение задачи разными способами.
I с п о с о б
1) 1800 : 3 = 600 (кг) – на один день.
2) 600 ∙ 6 = 3600 (кг) – на 6 дней.
3) 1 ц = 100 кг;
30 ц = 3000 кг;
3000 кг < 3600 кг.
II с п о с о б
1) 6 : 3 = 2 (раза) – надо больше травы на 6 дней.
2) 1800 ∙ 2 = 3600 (кг) – на 6 дней.
3) 30 ц = 3000 кг;
3600 кг > 3000 кг.
О т в е т: 30 ц травы не хватит на 6 дней.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 317.
– Самостоятельно заполните таблицу:
Длина (мм) Ширина (мм)
Периметр (мм)
Площадь
16
12
?
?
?
32
Одинаковая– Какие известные величины можно использовать для нахождения ширины
первого прямоугольника?
Далее необходимо дополнить таблицу схемами (учитель заранее
рисует их на доске), обозначая отрезками одинаковой длины площади
прямоугольников:
– Объясните, что обозначает каждое число, записанное на схеме.
О т в е т: 16 мм на втором рисунке – это сумма длины и ширины второго
прямоугольника (полупериметр). Используя схему, можем найти ширину
второго прямоугольника: 16 – 12 = 4 (мм).
– Что сможем найти, зная длину и ширину второго прямоугольника?
О т в е т: можем найти площадь: 12 ∙ 4 = 48 (мм2).
– Как вычислить ширину первого прямоугольника, зная его площадь и
длину?
О т в е т: 48 : 16 = 3 (мм).
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 314 (б), № 547; тетрадь с печатной основой № 2
(задание № 13).