У р о к 115.
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
ПО ДАННОМУ УСЛОВИЮ, ПО СХЕМЕ
Цели: совершенствовать навыки решения уравнений; учить составлять уравнения по данному условию, по схеме; закреплять знание взаимосвязей величин: скорости, времени, расстояния; развивать умение анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 115.
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
ПО ДАННОМУ УСЛОВИЮ, ПО СХЕМЕ
Цели: совершенствовать навыки решения уравнений; учить составлять
уравнения по данному условию, по схеме; закреплять знание взаимосвязей
величин: скорости, времени, расстояния; развивать умение анализировать и
рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 573.
– Выберите выражение, которое является решением данной задачи:
а) 1600 ∙ 10 б) 1600 : 10
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Решите уравнения, не выполняя вычислений:
а + 9999 = 10000
а + 9990 = 10000
500 – x = 499 + 1
2000 + 500 + y = 2540
294 – 200 = c + 4
a + 300 = 600 – 2001001 – b = 1000
30 – x = 30 – 10
2. Даны записи:
x : 22 = 2
16 ∙ y = 64
y – 7 < 10 : 2
x + 13 < 103
y + 6 = 606
x – 71 > 11
– Назовите уравнения.
3. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
а) Слагаемое 160, сумма 400. Чему равно неизвестное слагаемое?
б) Уменьшаемое 181, разность 270. Найдите неизвестное вычитаемое.
в) Чему равно делимое, если делитель равен 50, а частное 80?
г) Делитель 60, частное 30. Чему равно делимое?
д) Задумали число, умножили его на 6 и получили 240. Чему равно
неизвестное число?
4. Выберите уравнение, которое соответствует данному рисунку:
а) y + 4 + 3 = 2 б) y + 2 = 4 + 3 в) y – 2 = 4 + 3
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 471.
– Проанализируйте данные уравнения.
– Верно ли утверждение, что корни уравнений одинаковы?
О т в е т: одинаковые корни уравнений а), б), в). Так как множители имеют
одинаковое числовое значение, значение произведений одинаковое.
а) x ∙ (35 + 4) = 234
б) x ∙ (34 + 5) = 210 + 24
x ∙ 39 = 234
в) x ∙ (30 + 9) = 200 + 34
x ∙ 39 = 234
x ∙ 39 = 234
В уравнении г) множители имеют другие числовые значения.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 472).
– Что значит «увеличить в …», «увеличить на …», «уменьшить на …»,
«уменьшить в …»?– Запишите каждое предложение уравнением и самостоятельно решите
каждое уравнение.
В з а и м о п р о в е р к а.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 473.
– Рассмотрите схему и выберите уравнения, которые соответствуют
данной задаче:
x + 12 = 34
34 – x = 12
При выборе уравнения учащиеся ориентируются на взаимосвязь частей
и целого, а также используют знание о сложении отрезков.
– Объясните, как рассуждали.
Учащиеся (рассуждают). Отрезок состоит из двух частей (x и 12), весь
отрезок можно обозначить: x + 12 . Но весь отрезок равен 34. Значит, x + 12 =
34.
– Найдите корни уравнений: x + 12 = 34 и 34 – x = 12.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 474 (устно).
– Сравните записи на доске:
∙ = 0
∙ 5 = 0
16 ∙ = 0
– Когда значение произведения равно нулю?
– Верно ли утверждение, что корни уравнений задания № 474 одинаковы?
– Чему равен x?
– Проверьте свои ответы, решив уравнения.
2. Р а б о т а в т е т р а д и с печатной основой № 2.
а) З а д а н и е № 63.
– Как найти неизвестное делимое? (x = 12 ∙ 7.)
– Запишите уравнение, используя его решение. (x : 12 = 7.)
– Как найти неизвестное слагаемое? (x = 63 – 48.)– Запишите уравнение, используя его решение. (63 – x = 48.)
б) З а д а н и е № 64.
Учащиеся выполняют самостоятельно.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
в) З а д а н и е № 65.
Учащиеся работают самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 574 (устно).
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
– Можно найти скорость мотоциклиста или велосипедиста?
– Как же ответить на вопрос задачи? (Если скорость в 4 раза меньше
(при условии, что время движения одинаково), то и расстояние
велосипедист проедет в 4 раза меньше.)
180 : 4 = 45 (км)
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 575 (устно).
– Заполните таблицу:
– Можно узнать скорость пешехода или лыжника?
– Как узнать, какое расстояние прошел лыжник?
4 ∙ 2 ∙ 3 = 24 (км)
О т в е т: за такое же время лыжник прошел 4 ∙ 2 (км), так как его скорость
в 2 раза больше. И шел он по времени – в 3 раза больше, то есть (4 ∙ 2) ∙ 3
(км).
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 576; тетрадь с печатной основой № 2 (задания №
66, 67, 68).