У р о к 116.
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
ПО ДАННОМУ УСЛОВИЮ, ПО СХЕМЕ
Цели: закреплять навыки составления уравнений по данному условию, по схеме; совершенствовать навыки решения задач на движение; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 116.
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
ПО ДАННОМУ УСЛОВИЮ, ПО СХЕМЕ
Цели: закреплять навыки составления уравнений по данному условию, по
схеме; совершенствовать навыки решения задач на движение; развивать
логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 576.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 50 – (7 ∙ 6) б) (50 – (7 ∙ 6)) : 2
О т в е т ы: а) расстояние, пройденное против течения; б) скорость против
течения.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Соедините уравнения, которые имеют одинаковые корни:x – 5 = 8
x : 8 = 7
8 ∙ x = 5
x + 5 =
80
x : 7 = 8
x ∙ 5 = 8
80 – x = 5
x – 8 = 5
2. Соедините каждое уравнение со схемой, которая ему соответствует:
x
x
: 16
: 3
3
16
x
x
16
3
3
16
16
x
x
3
3
16
3. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Имеется 9 одинаковых монет, но одна из них фальшивая – более легкая.
Как с помощью двух взвешиваний без гирь на двухчашечных весах найти
фальшивую монету?
О т в е т: надо монеты разложить на 3 кучки по 3 монеты. Первым
взвешиванием определить, в какой кучке есть фальшивая монета, а вторым –
какая из этих трех монет фальшивая.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 475.
– По данной схеме придумайте задачу, решение которой можно записать
уравнением:
40 ∙ x = 28 ∙ 20
Если у школьников возникнут затруднения при составлении задачи, то в
этом случае необходимо провести беседу по вопросам:
– Что обозначает число x?
– Что обозначает число 40?
– Что обозначает выражение 40 ∙ x?
– Что обозначает число 20? число 28?
– Что обозначает выражение 28 ∙ 20?Составляется задача: «Длина одного прямоугольника 28 см, ширина – 20
см. Чему равна ширина другого, если его длина 40 см, а площади
прямоугольников одинаковы?».
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 476.
Используя схемы для составления уравнений, следует иметь в виду, что
схеме а) могут соответствовать:
1020 – x = 985
x + 985 = 1020
– Объясните, как рассуждали.
Учащиеся (рассуждают). Отрезок АВ обозначает число 1020. Он состоит
из двух отрезков: АС и СВ. Их сумма равна отрезку АВ. Записав это, получаем
уравнение: x + 985 = 1020. Если из отрезка АВ вычесть отрезок АС, то
получим отрезок СВ. Записав это, получим уравнение 1020 – x = 985.
– Проанализируйте схему б) и составьте уравнение.
Учащиеся (отвечают). Отрезок АВ равен сумме двух отрезков, один из
которых обозначен буквой x, а другой – числом 18. Отрезок DЕ также равен
сумме двух отрезков 28 + 32. Так как отрезки АВ и DE равны, записываем:
x + 18 = 32 + 28.
– Проанализируйте схему в). Какие уравнения соответствуют данной
схеме?
О т в е т: x + 78 + 23 = 134 и 134 – x = 78 + 23.
– Решите данные уравнения.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 477.
– Прочитайте задачу.
– Нарисуйте схему к данному условию.
Если возникают у школьников затруднения, то учитель предлагает
начертить два одинаковых отрезка.– Что обозначают эти равные отрезки? (Первый отрезок – количество
килограммов груш в первой и второй корзинах. Второй отрезок –
количество килограммов груш в третьей и четвертой корзинах.)
– Покажите на каждом отрезке массу груш в каждой корзине.
– Запишите уравнение к данной схеме.
9 + x = 13 + 11
– Решите уравнение.
2. Р а б о т а в т е т р а д и с печатной основой № 2.
а) З а д а н и е № 69.
Учащиеся работают самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
а) З а д а н и е № 70.
Учащиеся работают самостоятельно. Учитель наблюдает за работой
учеников. На доску выносятся уравнения, составленные учащимися, для
обсуждения.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 578.
– Прочитайте задачу и заполните таблицу:
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Какое расстояние байдарка прошла за 5 ч?
4 ∙ 5 = 20 (км)
2) Какое расстояние байдарка прошла со скоростью 6 км/ч?
38 – 20 = 18 (км)
3) За какое время байдарка прошла 18 км?
18 : 6 = 3 (ч)
4) Сколько часов байдарка была в пути?
5 + 3 = 8 (ч)
4. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
По схеме составьте уравнение и решите его:
128 – x = 29 + 9
VI. Итог урока.Домашнее задание: № 579; тетрадь с печатной основой № 2 (задания №
71, 72).