Урок 159
СОСТАВЛЯЕМ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ.
СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ
Цель: обучить написанию сочинений-сказок, развивать умения письменно передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 159
СОСТАВЛЯЕМ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ.
СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ
Ц е л ь : обучить написанию сочиненийсказок, развивать умения письменно
передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Работа с текстом.
Ц е л ь : обучать написанию сочиненийсказок, анализу текста.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
«Конкурс сказок».
– В чем отличие жанра сказок от других жанров?
– Какие особенности этого жанра вы знаете?
– Прочитайте сочинениясказки.
– Что особенно, какие моменты, фразы из прочитанных сказок понравились
слушателямодноклассникам?
III. Работа по теме урока.
1. В с т у п и т е л ь н а я б е с е д а .
– Вы уже пробовали сочинять объяснение явления как сказочники.
– Главное отличие сказок в том, что в них оживает все, что мы каждый
день видим вокруг: деревья, цветы, травинки, ручейки, сосульки, снежинки…
Все, что вы захотите, по вашему выбору.Но помните: в сказочных историях, как в любой художественной речи,
нужно словами рисовать все, что происходит, передавать настроение, чувства.
А для этого важно внимательно относиться к словам.
2. В о о б р а з и т е осенний день. От дуновения ветра много листочков
опускается на землю, один красивее другого; каждый из них о чемто думает,
чегото ждет, с каждым из них чтото произойдет…
– А теперь представьте себе СВОЙ листочек.
– Найдите слова, которыми его можно описать.
(Слова записывают через запятую в тетрадь.)
– Что ждет листочек на земле: куда он попадет? Что с ним станет?
– Сочините историю своего листочка.
(Устно сочиняют истории, учитель сразу исправляет ошибки в речи.)
3.
П р о д о л ж и т е истории, которые начали ребята (по выбору,
письменно).
Детям предлагаются три начала сказочных историй.
1) Летели два листочка, два друга. Оба красивые, нарядные. Костюмчики у
них яркие, кружевные. Листочки очень торопились. Они боялись опоздать…
2) Подул ветер и закружил листочки. Летят они и разговаривают. Один
листочек был хвастуном. Он всем говорил: «Я самый легкий, самый нарядный,
кружусь красивее всех». Но вот…
3) Листочек был такой легкий, такой воздушный, что ветерок его все нес и
нес. А он смотрел на землю. Ему так хотелось туда, к друзьям… Светило
солнышко…
После выполнения задания учащиеся зачитывают написанные сказки,
анализируют тексты, редактируют, выбирают наиболее понравившиеся.
4. Р а б о т а в г р у п п а х .
– Весело бежит по земле веселый ручеек. Он многое видит на своем пути,
радуется солнышку, друзьямручейкам, которые бегут с ним рядом, ребятам,
пускающим по нему кораблики. У него на пути много приключений…
– Сочините сказочную историю о весеннем ручье. Нарисуйте словами
своего героя и придумайте какойнибудь случай из его жизни. Если хотите,
можете сначала прочитать историю, которая произошла с одним мальчиком, а
уже потом создавайте свою.
Я возвращался из школы. Дорогу мне пересек веселый ручеек. Я наступил
на него ногой. Вода в ручейке забурлила, как будто ручей рассердился.
«Отойди с дороги, – сказал он мне. – Ты что, не видишь, что я спешу? У
меня много дел. Не мешай мне!»
Я перешагнул через ручей, и он побежал дальше.
IV. Итог урока.Дети зачитывают коллективно свои сказочные истории, выбирают лучшую.
Домашнее задание: составьте словосочетания, которые могли бы
пригодиться в сочинении о двух полянках.
У п р а ж н е н и е 640.
– Посмотрите на картинки (с. 105, учебник).
– Вы узнаете эти цветы? Где вы их видели?
– Прочитайте зарисовку (с. 56, задачник).
– Смогли ли вы представить картины, нарисованные автором?
– Выпишите названия растений.
– Решите орфографические задачи в тексте.
– Какими умениями вы будете пользоваться?
III. Подготовка к написанию сочинения.
– Сегодня вы попробуете сочинить сказку самостоятельно. Вы уже
догадались, кто главные герои ваших сказок? (Сестрыполянки.)
– Прочитайте вопросыподсказки (с.
57,
задачник),
можете
воспользоваться ими.
– Какие секреты речи вы можете использовать в своих сочинениях?
– Откройте памятку (с. 142, учебник).
– Работайте над сочинением, используя пункты памятки, не забудьте
воспользоваться домашними заготовками.
IV. Написание сочинений.
Дети записывают сочинения на черновиках.
V. Анализ написанных сочинений. Работа над ошибками.
VI. Итог урока.
Домашнее задание:
записать отредактированные,
исправленные
сочинения на альбомном листе, проиллюстрировать (по желанию).