ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ
Урок 15. Стихотворения Ф.И. Тютчева об осени
Цели урока: ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень»; ознакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Осень»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Оборудование: репродукции картин с осенним пейзажем, а так¬же аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Октябрь», «Осенняя песня».
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ
Урок 15. Стихотворения Ф.И. Тютчева об осени
Цели урока: ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень»;
ознакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Осень»; обучать
правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Оборудование: репродукции картин с осенним пейзажем, а также аудиозапись
музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Октябрь», «Осенняя песня».
I. Организационный момент
П. Введение в тему. Речевая разминка
Ход урока
1.На фоне музыки П.И. Чайковского учитель читает четве
ростишия, которые записаны на доске.
Скинуло кафтан зеленое лето, Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета, По лесам с метелкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз.
2.Выразительное чтение четверостиший детьми.
3. Постановка цели урока.
Прочитайте название раздела в учебнике. (Дети читают: «Люблю природу
русскую. Осень».)
Определите тему последующих уроков.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями
Будем учиться читать выра
знаменитые
русского поэта Ф.Тютчева.
зительно
строки поэта и понимать настроение автора.
стихотворения,
его
анализировать
III. Беседа по теме
1.Обсуждение прочитанного текста.
Нравится ли вам осень? Чем интересно это время года? Расскажите.
Прочитайте авторский текст на странице 66 учебника.
Что вы узнали из этого текста?
2.Работа над загадками на с. 67. Выразительное чтение.
А сейчас нашему вниманию предлагаются загадки на стра
нице 67 учебника.
Дети громко, выразительно читают загадки, отгадывают их. ГУ;
Физкультминутка
V. Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева
1.Чтение стихотворения учителем. —
2. Обсуждение стихотворения. Какой увидел осень поэт Федор Тютчев?
Какие картины представили вы при чтении этого стихотворения?
Мы увидели, что осень нравится поэту, поэтому он употребляет эпитеты.
«день хрустальный»,
(Например, «дивная пора»,
Найдите их.
«лучезарные вечера»...)
Приходилось ли вам наблюдать «хрустальный день»? Опишите его, какой
он? (Прозрачный, чистый, безоблачный.)
Как вы представляете себе «лучезарные вечера»? (Вечерняя природа
залита лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет...)
Какой знак стоит в конце первой и третьей строфы? Почему? (Поэт
может бесконечно говорить об этой дивной поре.)
3.Работа над словами и выражениями.
Как вы понимаете значение слова СЕРП, что имеет в виду автор, говоря о
нем, как о живом? («Бодрый серп гулял»
он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая
колоски. Серп это ручное орудие, изогнутый полукругом мелко
зазубренный нож для срезывания злаков с корня.)
«Праздная борозда» что это значит? (Значит отдыхающая, с нее все
убрали.)
Что вы чувствуете при чтении стихотворения: радость, спокойствие,
восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение?
VI. Выразительное чтение стихотворения
VII. Итог урока
У стихотворения нет названия.
Все привыкли узнавать его
по первой строке. Как бы вы его назвали?
Как изменила осень всю окружающую природу?
Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть.