Конспект урока по теме: "Труд" (5 класс, обществознание)
Оценка 4.7
Документация
doc
обществознание
5 кл
09.01.2018
Цель: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.
1. Задачи урока:
2. Образовательные:
- сформировать представления о роли труда в жизни человека;
- сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
- дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.
Развивающие:
- развить творческие способности, фантазию и воображение;
- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
- научить обобщать полученные знания по теме;
- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы,
доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- выработать активную жизненную позицию;
- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
ТРУД И ТВОРЧЕСТВО.doc
Конспект урока по обществознанию в 5 классе
по теме:
«Труд и творчество»
ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.
1.
Задачи урока:
Образовательные:
2.
сформировать представления о роли труда в жизни человека;
сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в
процессе творчества.
Развивающие:
развить творческие способности, фантазию и воображение;
способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
научить обобщать полученные знания по теме;
способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы,
доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного
труда, управления своей деятельностью;
способствовать духовнонравственному воспитанию учащихся;
выработать активную жизненную позицию;
воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «труд – основа жизни». Мы говорили о важности труда, о
том, что дает человеку труд.
Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный
ком».
Сейчас каждый из вас будет называть одно слово то, что дает труд. Вы слушаете очень внимательно, потому что
каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Радость…
II. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.
Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с тем, что дает нам труд, и я от всей души каждому из вас
желаю, чтобы у вас в будущем было все то, что вы здесь написали.
Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ И ОВТСЕЧРОВТ.
Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд и творчество)
Как догадались?
Вот теперь запишите тему урока в тетрадь.
Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.
1. Что такое творчество?
2. Чем отличается труд человека от «труда» животных?
3. Кто такие мастер и ремесленник?
4. Творчество в искусстве.
III. Изучение новой темы.
1. Итак, ребята, что же такое творчество? Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого,
прочитать в словаре, найти в интернете)
Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.
Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала
много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою
тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.
Творчество это…
1. выражение своих эмоций и чувств.
2. деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
3. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавщее.
4. процесс радостного, позитивного познания жизни.
Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
2. В чем отличие труда человека от труда животных (работа в группах)?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить вам небольшое задание. Работать будем по группам (по 3
человека). Задание: найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных (стр.81). Вы должны
выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос. Ответы написать на доске.
Различия:
«Труд» животных:
животные не могут думать, как они будут работать; инстинкт
не ставят цель при работе; нет цели
какие орудия труда они будут использовать; не использует средств труда
не умеют планировать работу; не планируют
определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы – не задумываются о сроках, времени.
Вывод: этому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют
инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.
А что характерно для труда человека?
планирование;
создаёт новые машины и механизмы;
совершенствует всё вокруг себя.
Какова цель деятельности человека?
Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических
потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе.
3. Самостоятельная работа по учебнику. Найдите в тексте учебника на стр. 83 и запишите в тетради
значение новых слов: ремесло, ремесленник, мастер.
Ремесло – это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.
Ремесленник человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи.
Мастер — человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество,
делающий предметы необычные и оригинальные.
(записываем в тетрадь)
Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?
писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов.
Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого
человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотя творчество
можно проявить в любом занятии. Если человек придумал чтото новое, интересное и полезное, он проявил себя как
творец.
4. Физкультминутка.
Игра «Товары и услуги» Я называю слова, если это товар нужно сделать наклон вперед, если услуга присесть, руки вперед. (Товарпродукт,
произведенный на продажу. Услугадействие, приносящее пользу другому.)
Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга
(т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т).
Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь
развития, принимая различные формы:
а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства;
б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства;
в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов
как ремесленноторговых центров.
Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной
продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской литературе нередко все
ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.
Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль
стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось
значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или
рынок.
В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение
фабричнозаводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно
художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.
кузнечное
гончарное
плотницкое
столярное
портняжное
Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
и многие другие.
5. Далее я предлагаю вам поиграть в игру «Чем пахнут ремёсла?» (Презентация)
6. Работа по учебнику.
Откройте стр.138 прочитайте историю строительства церкви на острове Кижи и скажите какое впечатление произвело
на вас прочитанное?
Ответы учащихся.
7. Подведение итогов урока.
Подведя итог нашему уроку, каждый ряд составит синквеин со словом творчество. (Группы по очереди читают
полученные стихи).
8. Рефлексия.
Наш урока подходит к концу.
Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы:
если поняли всё то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы на средней, если ничего не понятно на
последней.
Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
9.Домашнее задание: стр.80, зад.3
И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в
него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».
Конспект урока по теме: "Труд" (5 класс, обществознание)
Конспект урока по теме: "Труд" (5 класс, обществознание)
Конспект урока по теме: "Труд" (5 класс, обществознание)
Конспект урока по теме: "Труд" (5 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.