Конспект урока по теме: ТРУДНЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 56 по теме : ТРУДНЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ Цели : – показать, как восстанавливалось хозяйство после войны народами 15 республик; – рассмотреть причины отставания Советского Союза по уровню жизни народов в сравнении с другими развитыми странами мира; – развивать умение рассуждать; – воспитывать гордость за научные достижения россиян и уважение к людям труда. Оборудование: схемы; портреты выдающихся ученых.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  56 ТРУДНЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ Ц е л и : – показать,  как  восстанавливалось  хозяйство  после  войны  народами 15 республик; – рассмотреть причины отставания Советского Союза по уровню жизни народов  в сравнении с другими развитыми странами мира; – развивать умение рассуждать; –   воспитывать   гордость   за   научные   достижения   россиян   и   уважение   к людям труда. О б о р у д о в а н и е : схемы; портреты выдающихся ученых. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Учитель проводит проверочный т е с т  «Прошлое России». I   в а р и а н т 1. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? а) 1812–1813 гг.; б) 1941–1945 гг.; в) 1914–1916 гг.; 2. Какое событие привело к краху Российской империи? а) Великая Отечественная война; б) Отечественная война 1812 года; в) Октябрьская революция 1917 г. 3. При каком императоре Санкт­Петербург стал столицей Российской империи? а) При Екатерине II; б) при Александре I; в) при Петре Великом. 4.   Как   называли   людей,   которых   можно   было   подарить,   продать, купить? а) крестьяне; б) крепостные; в) ремесленники.5. Как называлось наше государство в XIX веке? а) Московское государство; б) Древняя Русь; в) Российская империя. 6. Кто руководил Куликовской битвой? а) Иван Грозный; б) Дмитрий Донской; в) Александр Невский. 7.   Какой   город   стал   русской   столицей   после   нашествия   монголо­ татар? а) Киев; б) Москва; в) Новгород. II  в а р и а н т 1. Выдающимся полководцем ХХ века считают: а) Александра Невского; б) Георгия Жукова; в) Дмитрия Донского; 2. Выход к какому морю получила Россия при Петре I? а) К Черному; б) к Балтийскому; в) к Белому. 3.   Памятник   Минину   и   Пожарскому   на   Красной   площади   в   Москве поставлен в честь освобождения русских земель: а) от немцев; б) от монголо­татар; в) от поляков. 4. Какая битва помогла освобождению Руси от монголо­татарского нашествия? а) На Чудском озере; б) на Неве; в) на Дону. 5.   При   каком   государе   появились   в   России   общественные   учебные заведения?  а) При Иване Грозном; б) при Петре Великом; в) при Иване Калите.6. Какого государя впервые назвали императором? а) Александр I; б) Петр I; в) Николай I. 7. Кто был последним императором в России?  а) Александр II; б) Николай II; в) Екатерина II. III. Сообщение темы урока. – Сегодня мы узнаем, как восстанавливали хозяйство страны в трудные послевоенные годы советские люди. IV. Как восстанавливали хозяйство страны. –   В   каком   состоянии   находилось   хозяйство   страны   после   войны? (Учащиеся дают ответы.) Учитель обобщает ответы учащихся и на доске составляет с х е м у : –   Какие   же   задачи   стояли   перед   народом   и   правительством?   Назовите основные  их них  и предложите свои варианты решения. –   Подумайте,   кому   пришлось   строить   дома,   восстанавливать   заводы, фабрики и поднимать сельское хозяйство, если из родившихся в 1920 году мальчиков осталось только 3 %.  (Многое надо было делать женщинам и подросткам, так как мужское население было малочисленно.) –   Во   время   войны   в   оккупированных   фашистами   районах   обучение   не велось,   надо   было   восполнять   пробелы   в   учебе.   Страна   начала   заново строиться, восстанавливать заводы и фабрики, за парты сели взрослые и дети. Далее учащиеся читают статью «Как восстанавливали хозяйство страны» на с. 111 учебника. – Как восстанавливали памятники архитектуры? – Какие памятники архитектуры были восстановлены?V. Как возникла угроза атомной войны. – В это же время надо было обновлять вооружение армии, так как в конце войны   США   показали   всему   миру,   что   они   владеют   новым   сверхмощным оружием – атомной бомбой. Две атомные бомбы были сброшены 6 и 9 августа 1945   года   на   города   Японии,   Хиросиму   и   Нагасаки.   Сотни   тысяч   жизней унесли эти взрывы, до сих пор рождаются больные дети в этих городах. В Японии помнят об этих страшных днях. Дети в школах делают бумажные модели журавликов в этот день, а взрослые возлагают цветы к монументам памяти и зажигают свечи, пускают фонарики на реках. Учитель предлагает учащимся в память о тех страшных событиях в Японии выполнить оригами – журавликов. – Перейдя к гонке вооружений, в Советском Союзе наибольшее развитие получили те виды техники, которые были связаны с производством оружия. Все   силы   нашего   государства   были   направлены   на   создание   атомной   и водородной бомб. Мы догнали Америку и стали обладателями этого нового вооружения. Мощность атомной энергии начала использоваться и в мирных целях: были построены атомные электростанции, атомные ледоколы. VI. Каких успехов добился Советский Союз. – Историки часто называют ХХ век веком научно­технической революции, подготовленной   достижениями   XIX   столетия.   Словом   «революция» обозначают быстрые и очень существенные изменения в жизни общества. Эти изменения   в   ХХ   веке   в   большой   степени   связаны   с   развитием   радио   и телевидения,   транспорта   и   связи,   электроники   и   автоматики,   освоением космического пространства и началом использования атомной энергии. Много замечательных самолетов и вертолетов было разработано и создано в   нашей   стране   после   войны.   За   знаменитыми,   известными   во   всем   мире марками «ТУ», «ИЛ», «ЯК», «ЛА», «МИГ», «КА», «СУ» стоят имена тысяч создателей   российской   авиационной   техники   –   ученых,   конструкторов, инженеров и рабочих. Выдающийся   вклад   внесла   наша   страна   в   ракетостроение   и   освоение космоса.   Начало   космической   эры   мы   связываем   с   трудами   российского ученого   Константина   Эдуардовича   Циолковского,   в   которых   он   заложил основы   теории   полетов   в   космос.   Еще   до   начала   Великой   Отечественной войны в стране начали заниматься разработкой ракет, и уже в годы войны были созданы и впервые применены установки с реактивными снарядами – небольшими ракетами. Наши солдаты назвали их «катюшами». Это слово с ужасом вспоминали уцелевшие в войне гитлеровцы. После войны в Советском Союзе были созданы большие баллистические ракеты, способные долетать долюбой   точки   на   Земле.   Первоклассная   ракетная   техника   позволила   нашей стране   осуществить   запуск   на   орбиту   вокруг   Земли   первого   в   мире искусственного   спутника   Земли:   4   октября   1957   года   в   космосе   впервые появилось рукотворное космическое тело, за полтора часа облетевшее вокруг Земли.  В 1959 году советская автоматическая космическая станция получила и доставила на Землю фотографии обратной стороны Луны. А 12 апреля 1961 года   в   космос   был   запущен   первый   космический   корабль   с   человеком   на борту. На нем побывал в космосе первый землянин – наш соотечественник Юрий   Гагарин.   С   тех   пор   12   апреля   отмечается   как   День   космонавтики. Первым человеком, вышедшим из космического корабля в открытый космос, тоже стал в 1965 году наш соотечественник – космонавт Алексей Леонов. Особая   заслуга   в   деле   создания   ракетной   и   космической   техники принадлежит   выдающемуся   конструктору   Сергею   Павловичу   Королеву   и выдающемуся ученому, академику Мстиславу Всеволодовичу Келдышу. Большие надежды в обеспечении человечества в будущем электрической энергией   ученые   связывают   с   освоением   атомной   энергии.   Уже   сейчас   в разных   странах   мира   вырабатывают   электрический   ток   сотни   атомных электростанций. А первая такая электростанция была построена в 1954 году в подмосковном   городе   Обнинске   под   руководством   академика   Игоря Васильевича Курчатова. Но   среди   несомненных   успехов   были   и   неудачи.   Не   хватало продовольствия, товаров народного потребления, мало строилось жилья. VII. Итог урока. – Сколько Отечественных войн было в истории России? – Чем они сходны, чем различаются? –   С   каким   государством   соперничал   Советский   Союз   при   освоении космоса? – Почему успехи Советского Союза в освоении космоса свидетельствуют о высоком уровне развития в стране науки и промышленности? – Почему Советский Союз отстал от многих стран в создании домашних холодильников, телевизоров, магнитофонов, легковых автомобилей? Учащиеся составляют с х е м у :Домашнее задание:  рабочая тетрадь № 2 (задания № 41, 42 на с. 31); учебник   (с.   111–114);   подготовить   сообщение   об   успехах   послевоенного восстановления и строительства народного хозяйства или освоения космоса.