Урок 124
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ
Цель: обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи – рассуждении, наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждения.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 124
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ
Ц е л ь : обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в
определенном типе речи – рассуждении, наблюдать за особенностями
назначения и строения рассуждения.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Знакомство с типом речи – рассуждение.
1. У п р а ж н е н и е 505 (задачник, с. 68).
– Прочитайте три текста.
– О чем или о ком эти тексты?
– В чем заключается главная мысль каждого текста?
– Что в этих отрывках общее?
– Прочитайте сообщение на с. 62 учебника.
– Что нового вы узнали?
– Как строятся рассуждения?
– Заполните ступени.
– Все ли эти «ступени» должны соблюдаться в рассуждении?
– Назовите основные части рассуждения.
– Найдите в каждом отрывке эти части, отметьте их значком [.
Т е к с т 1.
Начало объяснения: [Да потому что…
Вывод: [Вот и стала для него…
Т е к с т 2.Каждое предложение соответствует части рассуждения [Есть порода…
[Это потому… [Поэтому…
Т е к с т 3.
Объяснение начинается во второй части сложного предложения [потому,
что… и продолжается в следующем.
– Помните, что выделение частей рассуждения часто бывает условным.
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 507.
– Найдите в тексте ту часть, которая называется рассуждением.
– С каких слов может начинаться рассуждение?
– Обозначьте знаком [, где начинается мысль, которая впоследствии будет
объясняться, где начинается объяснение, рассуждение.
– Выпишите эту часть, решите орфографические задачи.
– Чего нет в этом рассуждении? (Вывода.)
2. У п р а ж н е н и е 508.
– Прочитайте еще одно рассуждение.
– Выделите части в рассуждении.
– В чем особенность этого рассуждения? (Построено как отрицание, нет
«мостика».)
– Где мог бы быть «мостик»? (...Не за цвет, потому что)
– Прочитайте сообщение авторов на с. 63.
– Если «мостик» поставить, какое предложение получится? Запишите.
– Какое значение вносит в рассуждение частица?
– Изменится ли смысл сказанного, если частицу убрать?
– А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали.
– Прочитайте начало фразы (упр. 509). Чем это является в рассуждении?
Продолжите начатую мысль.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки,
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?
3. « В о п р о с ы п о ч е м у ч к и ».
Сто тысяч «почему» живут на белом свете,Сто тысяч «почему» гуляют по планете…
1) На это «почему» ответьте сами:
Почему Незнайку так назвали?
– Как вы начнете свое рассуждение?
(Незнайку так назвали, потому что…)
2) Какой вопрос с «почему» вы бы поставили к стихотворению С.
Михалкова?
Бараны
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Мее,
Ты в своем, баран, умее?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги».
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
– Попробуйте ответить на поставленный вопрос.
– С каких слов начнете рассуждение?
– Какой «мостик» употребите?
3. – Вы помните мультфильм «Ну, погоди!»?
– Почему большой и сильный Волк никак не может справиться с маленьким
и слабым Зайцем?
– В рассуждении вам помогут слова в скобках.
Волк никак не может справиться с Зайцем, потому что…
(Умнее, находчивее, никогда не теряется, умеет найти выход из любого
положения.)
– Запишите рассуждение в тетрадь.
– Заяц умнее, находчивее Волка. В этом утверждении можно усомниться.
Нужны доказательства, конкретные примеры. Вот один случай.
Однажды Заяц поливал и подрезал цветы на балконе, а Волк увидел его и
полез по веревке на балкон. Заяц не растерялся и обрезал веревку ножницами,
Волк упал прямо в мотоцикл к милиционеру!– Какие еще примеры находчивости Зайца вы можете привести?
– Какую роль выполняет пример, конкретный случай в рассуждении?
(Поможет сделать рассуждение убедительнее, доказательнее.)
IV. Итог урока.
– С каким типом речи познакомились?
– Что вы узнали о рассуждении?
Домашнее задание: упражнение 510.