Конспект урока по теме: УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 124 УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ Цель: обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи – рассуждении, наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждения. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 124 УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ Ц е л ь :  обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном   типе   речи   –   рассуждении,   наблюдать   за   особенностями назначения и строения рассуждения. Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Знакомство с типом речи – рассуждение. 1. У п р а ж н е н и е  505 (задачник, с. 68). – Прочитайте три текста. – О чем или о ком эти тексты? – В чем заключается главная мысль каждого текста? – Что в этих отрывках общее? – Прочитайте сообщение на с. 62 учебника. – Что нового вы узнали? – Как строятся рассуждения? – Заполните ступени. – Все ли эти «ступени» должны соблюдаться в рассуждении? – Назовите основные части рассуждения. – Найдите в каждом отрывке эти части, отметьте их значком [. Т е к с т  1. Начало объяснения: [Да потому что… Вывод: [Вот и стала для него… Т е к с т  2.Каждое   предложение   соответствует   части   рассуждения   [Есть   порода… [Это потому… [Поэтому… Т е к с т  3. Объяснение начинается во второй части сложного предложения [потому, что… и продолжается в следующем. – Помните, что выделение частей рассуждения часто бывает условным. III. Работа по теме урока. 1. У п р а ж н е н и е  507. – Найдите в тексте ту часть, которая называется рассуждением. – С каких слов может начинаться рассуждение? – Обозначьте знаком [, где начинается мысль, которая впоследствии будет объясняться, где начинается объяснение, рассуждение. – Выпишите эту часть, решите орфографические задачи. – Чего нет в этом рассуждении? (Вывода.) 2. У п р а ж н е н и е  508. – Прочитайте еще одно рассуждение. – Выделите части в рассуждении. – В чем особенность этого рассуждения? (Построено как отрицание, нет «мостика».) – Где мог бы быть «мостик»? (...Не за цвет, потому что) – Прочитайте сообщение авторов на с. 63. – Если «мостик» поставить, какое предложение получится? Запишите. – Какое значение вносит в рассуждение частица? – Изменится ли смысл сказанного, если частицу убрать? – А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали. – Прочитайте начало фразы (упр. 509). Чем это является в рассуждении? Продолжите начатую мысль. Рано утром на полянке Так резвились обезьянки, Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали. Вы резвиться не устали? 3. « В о п р о с ы ­ п о ч е м у ч к и ». Сто тысяч «почему» живут на белом свете,Сто тысяч «почему» гуляют по планете… 1) На это «почему» ответьте сами: Почему Незнайку так назвали? – Как вы начнете свое рассуждение? (Незнайку так назвали, потому что…) 2)   Какой   вопрос   с   «почему»   вы   бы   поставили   к   стихотворению   С. Михалкова? Бараны По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: Здесь вдвоем нельзя пройти – Ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Ме­е, Ты в своем, баран, уме­е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги». Помотал один рогами, Уперся другой ногами… Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана. – Попробуйте ответить на поставленный вопрос. – С каких слов начнете рассуждение? – Какой «мостик» употребите? 3. – Вы помните мультфильм «Ну, погоди!»? – Почему большой и сильный Волк никак не может справиться с маленьким и слабым Зайцем? – В рассуждении вам помогут слова в скобках. Волк никак не может справиться с Зайцем, потому что… (Умнее, находчивее, никогда не теряется, умеет найти выход из любого положения.) – Запишите рассуждение в тетрадь. – Заяц умнее, находчивее Волка. В этом утверждении можно усомниться. Нужны доказательства, конкретные примеры. Вот один случай. Однажды Заяц поливал и подрезал цветы на балконе, а Волк увидел его и полез по веревке на балкон. Заяц не растерялся и обрезал веревку ножницами, Волк упал прямо в мотоцикл к милиционеру!– Какие еще примеры находчивости Зайца вы можете привести? – Какую роль выполняет пример, конкретный случай   в   рассуждении? (Поможет сделать рассуждение убедительнее, доказательнее.) IV. Итог урока. – С каким типом речи познакомились? – Что вы узнали о рассуждении? Домашнее задание: упражнение 510.

Посмотрите также