Урок 125
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ
Цель: познакомить с двумя видами рассуждений (объяснение и размышление), обучать построению рассуждений.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 125
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ
Ц е л ь : познакомить с двумя видами рассуждений (объяснение и
размышление), обучать построению рассуждений.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– В каких местах предложений пропущены знаки препинания?
– Какую роль они играют в каждом из приведенных случаев?
– Объясните, на что вы опирались при решении орфографических задач в
тексте.
– Вы поняли, почему во втором предложении словосочетание ЖАРКИЕ
СТРАНЫ употреблено в кавычках? Как называют такое значение слов?
– Словами ТАК ПРОИСХОДИТ заменена какая часть вопроса? Зачем?
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 511.
– Прочитайте отрывок из предисловия к книге о ВинниПухе.
– Этот текст рассуждение?
(Далее работа с текстом проводится по заданию учебника коллективно.)
2. З н а к о м с т в о с р а с с у ж д е н и е м р а з м ы ш л е н и е м .
У п р а ж н е н и е 512.
– Прочитайте отрывок из сказки о ВинниПухе и понаблюдайте за
рассуждением главного героя.
– В чем отличие этого рассуждения от предыдущих?
– Есть ли в рассуждении объяснение, доказательство?
3. К а к и м и ж е е щ е б ы в а ю т р а с с у ж д е н и я ?
– Прочитайте об этом в сообщении на с. 65.
– Как теперь вы сможете назвать рассуждение Б. Заходера, а как –
рассуждение ВинниПуха?4. У п р а ж н е н и е 514.
– Какими словами можно закончить рассуждение ВинниПуха?
(Значит, я лезу за медом.
Значит, я должен его достать.)
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились.)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох.)
5. « С о б е р и т е р а с с у ж д е н и я ».
1) Вы помните стихотворение Ю. Тувима о том, как упала и рассыпалась
азбука?
Вот и у нас упал текстрассуждение и тоже рассыпался. Соберите его.
Найдите сначала то, что объясняется, затем объяснение с примером.
Н а п р и м е р . Во время страшного боя на опушке леса с Карабасом
Барабасом стали сражаться птицы, бабочки, гусеницы. Приползли биться
даже два старых слепых ужа.
Потому что…
Все вокруг помогали смелым и добрым куклам.
Буратино и его друзья смогли одолеть Карабаса Барабаса.
2) Рассуждения,
написаны
первоклассниками. Не все в них верно. Какой части не хватает в этих
рассуждениях?
которые вы видите перед собой,
а) Потому что лиса была хитрая. Она притворялась глухой и попросила
Колобка еще раз спеть песенку. Колобок сел ей на нос, чтобы снова спеть, а
лиса его проглотила.
б) Слово Марина пишется с большой буквы, потому что это имя девочки.
в) Колобок не сумел уйти от лисы, потому что она была хитрая.
IV. Самостоятельная работа.– Чему учит этот рисунок?
– Как должен доказывать чтолибо, спорить, рассуждать вежливый
человек?
– Какие еще слова часто употребляют вежливые люди? (Я считаю, по
моему.)
– Прочитайте рассказ В. Осеевой.
– Как вы думаете, можно назвать девочку доброй?
ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА
Жилабыла девочка. И был у нее петушок. Встанет утром петушок, запоет:
«Кукареку! Доброе утро, хозяюшка!»
Подбежит к девочке, поклюет у нее из рук крошки, сядет с ней рядом на
завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на
солнышке золотом отливает. Хороший был петушок!
Увидела както девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка.
Просит она соседку: «Отдай мне курочку, а я тебе за нее петушка отдам».
Услышал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать
нечего – сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка – отдала курочку, взяла петушка. Стала девочка с
курочкой дружить. Пушистая курочка, тепленькая, что ни день – свежее
яичко несет: «Кудкудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко».
Съест девочка яичко, возьмет курочку на колени, перышки ей гладит,
водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с
уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку: «Отдай мне
уточку, а я тебе свою курочку отдам!»
Услышала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего –
сама хозяйка отдает.Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться.
Девочка плавает, и уточка рядышком: «Тась, тась, тась, моя хозяюшка! Не
плыви далеко, в речке дно глубоко!»
Выйдет девочка на бережок, и уточка за ней.
Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведет. Увидала девочка: «Ах, какой
щеночек хорошенький. Дай мне щенка – возьми мою уточку!»
Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял
ее сосед, сунул под мышку и унес.
Погладила девочка щенка и говорит: «Был у меня петушок – я за него
курочку взяла, была курочка – я за нее уточку отдала, теперь уточку на щенка
променяла».
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл
лапой дверь и убежал.
«Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить!»
Проснулась девочка – никого у нее нет.
– Составьте рассуждение, отвечая на вопрос, добрая ли девочка.
– Можете начать со слов: «Я считаю, что девочку нельзя назвать доброй»;
«Я думаю…».
– Как можно продолжить рассуждение? (Словами ВЕДЬ, ТАК КАК.)
– Эти слова в рассуждении часто связывают то, что доказывается, и
доказательство.
Так же как ПОТОМУ ЧТО, они служат «мостиком».
– Включите в свое рассуждение доказательство, вывод.
(Рассуждение может быть таким: «Я считаю, что девочку нельзя назвать
доброй. Ведь она своих друзей обменивала. Не умеет она дружбой
дорожить».)
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали о тексте рассуждений?
Домашнее задание: упражнение 515.