Конспект урока по теме: УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 125 УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ Цель: познакомить с двумя видами рассуждений (объяснение и размышление), обучать построению рассуждений. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 125 УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ Ц е л ь :  познакомить   с   двумя   видами   рассуждений   (объяснение   и размышление), обучать построению рассуждений. Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – В каких местах предложений пропущены знаки препинания? – Какую роль они играют в каждом из приведенных случаев? – Объясните, на что вы опирались при решении орфографических задач в тексте. –   Вы   поняли,   почему   во   втором   предложении   словосочетание  ЖАРКИЕ СТРАНЫ употреблено в кавычках? Как называют такое значение слов? – Словами ТАК ПРОИСХОДИТ заменена какая часть вопроса? Зачем? III. Работа по теме урока. 1. У п р а ж н е н и е  511. – Прочитайте отрывок из предисловия к книге о Винни­Пухе. – Этот текст рассуждение? (Далее работа с текстом проводится по заданию учебника коллективно.) 2. З н а к о м с т в о   с   р а с с у ж д е н и е м ­ р а з м ы ш л е н и е м . У п р а ж н е н и е  512. –   Прочитайте   отрывок   из   сказки   о   Винни­Пухе   и   понаблюдайте   за рассуждением главного героя. – В чем отличие этого рассуждения от предыдущих? – Есть ли в рассуждении объяснение, доказательство? 3. К а к и м и   ж е   е щ е   б ы в а ю т   р а с с у ж д е н и я ? – Прочитайте об этом в сообщении на с. 65. –   Как   теперь   вы   сможете   назвать   рассуждение   Б.   Заходера,   а   как   – рассуждение Винни­Пуха?4. У п р а ж н е н и е  514. – Какими словами можно закончить рассуждение Винни­Пуха? (Значит, я лезу за медом. Значит, я должен его достать.) Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. (Наклонились, выпрямились.) Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. (Выдох, вдох.) 5. « С о б е р и т е   р а с с у ж д е н и я ». 1) Вы помните стихотворение Ю. Тувима о том, как упала и рассыпалась азбука? Вот  и  у нас  упал текст­рассуждение и  тоже  рассыпался.  Соберите его. Найдите сначала то, что объясняется, затем объяснение с примером. Н а п р и м е р .   Во   время   страшного   боя   на   опушке   леса   с   Карабасом Барабасом   стали   сражаться   птицы,   бабочки,   гусеницы.   Приползли   биться даже два старых слепых ужа. Потому что… Все вокруг помогали смелым и добрым куклам. Буратино и его друзья смогли одолеть Карабаса Барабаса. 2)   Рассуждения,   написаны первоклассниками.   Не   все   в   них   верно.   Какой   части   не   хватает   в   этих рассуждениях?   которые   вы   видите   перед   собой, а) Потому что лиса была хитрая. Она притворялась глухой и попросила Колобка еще раз спеть песенку. Колобок сел ей на нос, чтобы снова спеть, а лиса его проглотила. б) Слово Марина пишется с большой буквы, потому что это имя девочки. в) Колобок не сумел уйти от лисы, потому что она была хитрая. IV. Самостоятельная работа.– Чему учит этот рисунок? –   Как   должен   доказывать   что­либо,   спорить,   рассуждать   вежливый человек? – Какие еще слова часто употребляют вежливые люди?  (Я считаю, по­ моему.) – Прочитайте рассказ В. Осеевой. – Как вы думаете, можно назвать девочку доброй? ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА Жила­была девочка. И был у нее петушок. Встанет утром петушок, запоет: «Ку­ка­ре­ку! Доброе утро, хозяюшка!» Подбежит к девочке, поклюет у нее из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке.   Перышки   разноцветные,   словно   маслом   смазаны,   гребешок   на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок! Увидела   как­то   девочка   у   соседки   курочку.   Понравилась   ей   курочка. Просит она соседку: «Отдай мне курочку, а я тебе за нее петушка отдам». Услышал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего – сама хозяйка отдаёт. Согласилась соседка – отдала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой   дружить.   Пушистая   курочка,   тепленькая,   что   ни   день   –   свежее яичко несет: «Куд­кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко». Съест   девочка   яичко,   возьмет   курочку   на   колени,   перышки   ей   гладит, водичкой   поит,   пшеном   угощает.   Только   раз   приходит   в   гости   соседка   с уточкой.   Понравилась   девочке   уточка.   Просит   она   соседку:   «Отдай   мне уточку, а я тебе свою курочку отдам!» Услышала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего – сама хозяйка отдает.Стала   девочка   с   уточкой   дружить.   Ходят   вместе   на   речку   купаться. Девочка плавает, и уточка рядышком: «Тась, тась, тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко, в речке дно глубоко!» Выйдет девочка на бережок, и уточка за ней. Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведет. Увидала девочка: «Ах, какой щеночек хорошенький. Дай мне щенка – возьми мою уточку!» Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял ее сосед, сунул под мышку и унес. Погладила девочка щенка и говорит: «Был у меня петушок – я за него курочку взяла, была курочка – я за нее уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла». Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал. «Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить!» Проснулась девочка – никого у нее нет. – Составьте рассуждение, отвечая на вопрос, добрая ли девочка. – Можете начать со слов: «Я считаю, что девочку нельзя назвать доброй»; «Я думаю…». – Как можно продолжить рассуждение? (Словами ВЕДЬ, ТАК КАК.) –   Эти   слова   в   рассуждении   часто   связывают   то,   что   доказывается,   и доказательство. Так же как ПОТОМУ ЧТО, они служат «мостиком». – Включите в свое рассуждение доказательство, вывод. (Рассуждение может быть таким: «Я считаю, что девочку нельзя назвать доброй.   Ведь   она   своих   друзей   обменивала.   Не   умеет   она   дружбой дорожить».) IV. Итог урока. – Что нового вы узнали о тексте рассуждений? Домашнее задание: упражнение 515.

Посмотрите также