У р о к 112.
УРАВНЕНИЕ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Цели: продолжить формирование навыков решения уравнений; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение рассуждать, сравнивать и анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
УРАВНЕНИЕ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
У р о к 112.
Цели:
продолжить формирование навыков решения уравнений;
совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение рассуждать,
сравнивать и анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 570.
– Выберите выражение, которое отвечает на главный вопрос задачи:
а) (85 – 70) ∙ 5 б) (85 + 70) ∙ 5
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Разгадайте правило, по которому записаны числа в каждом ряду:
а) 2300, 2030, 2003, 3200, 3020, 3002
б) 5600, 5060, 5006, 6500, 6050, 6005
– Составьте по этому же правилу ряды для чисел: 8600, 9300.2. Расположите выражения в порядке увеличения их значений, не
вычисляя.
60 ∙ 9;
9 ∙ 50;
40 ∙ 9;
30 ∙ 9;
80 ∙ 9;
50 ∙ 9;
9 ∙ 20;
10 ∙ 9.
3. Составьте задачу по схеме и решите ее:
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 461
(устно)).
В данном задании показано, как следует оформлять решение уравнений
в тетради в том случае, когда результат нельзя вычислить устно (то
есть все письменные вычисления, связанные с решением уравнений, лучше
выполнять в тетради).
– Объясните способ решения каждого уравнения.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 462.
Учащиеся знакомятся с уравнениями, где один из компонентов
представлен в виде числового выражения, которое заменяется его значением.
Так, в уравнении x + (2010 + 2000) = 6000 сумму (2010 + 2000) заменяем ее
значением, получаем уравнение: x + 4010 = 6000.
Аналогично во втором уравнении сумма заменяется его значением,
получаем уравнение: x + 4010 = 6000.
В результате анализа и сравнения данных уравнений учащиеся делают
вывод, что все уравнения имеют одинаковые корни.
– Решите данные уравнения.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Закрепление пройденного материала.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
– Проанализируйте данные уравнения:
x + 375 ∙ 4 = 3078
x – 14168 : 28 = 1037
6078 ∙ 3 + x = 20481x + 375 ∙ 4 = 1028 + 2050
x – 14168 : 28 = 3000 – 1963
– Найдите уравнения, которые имеют одинаковые корни.
– Объясните, как рассуждали.
– Проверьте свой ответ, решив уравнения.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 463.
– Сравните данные уравнения.
– Что у них общего? (Уменьшаемое – одинаковое число, вычитаемое –
неизвестно.)
– Чем отличаются? (Значение разности – разные числа.)
– В каком уравнении значение x будет наибольшим числом?
52385 – x = 385
52385 – x = 386
52385 – x = 387
52385 – x = 390
– Как найти неизвестное вычитаемое? (Чтобы найти вычитаемое,
необходимо из уменьшаемого вычесть значение разности. Значит,
наибольшее вычитаемое будет в том уравнении, где наименьшее значение
разности.)
– Проверьте свой ответ, решив каждое уравнение.
3. Р а б о т а в т е т р а д и с печатной основой № 2 (задание № 57).
Учащиеся работают самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
4. Р е ш е н и е р е б у с о в.
– Каждая буква обозначает цифру. Одинаковыми буквами обозначена одна
и та же цифра. Угадайте, какие цифры обозначены буквами в записи:
А Б В Г
А Б Д Г
В Г Д А Г
С Д Е В С
А ВС Д
А С А С
С О Р О К
О Д И Н
Т Р И С Т А
– Объясните, как будете рассуждать.
Учащиеся (рассуждают). Рассмотрим первое задание, так как два других
выполняются аналогично.
а) В = 1, так как есть переполнение разряда, и образовалась новая
мерка.б) Г = 0, так как сумма Г + Г может быть либо однозначным числом (0 +
0 + 0), либо двузначным с такой же цифрой в единицах, как и число Г, при
условии, что из предыдущего разряда добавилась единица.
Например:
196
295
9
9
9
18,а 18
1
1 9
Таким образом, Г + Г = Г может быть либо при Г = 0, либо при Г = 9. В
нашем примере предыдущего разряда нет, следовательно, Г = 0.
в)
г)
д)
А Б
А Б Д
Д А
1 0
0
0
1 0
5
5
1 0
1 0
Б
Б Д
0
5 0
Д
Б
5
1 0
Б Д
5
0
1 0 4 5 0
А + А = 10, значит, А = 5.
1 + Д = 5, значит, Д = 4.
Б + Б = 4, значит, Б может быть либо числом 2,
либо числом 7.
Ясно, что здесь Б = 2, так как нет переполнения
разряда.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 571; тетрадь с печатной основой № 2 (задание №