У р о к 111.
УРАВНЕНИЕ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Цели: познакомить учащихся с уравнениями; учить решать уравнения; повторить правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления; развивать умение анализировать и выделять существенные признаки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
УРАВНЕНИЕ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
У р о к 111.
Цели: познакомить учащихся с уравнениями; учить решать уравнения;
повторить правила нахождения неизвестного компонента действий сложения,
вычитания, умножения и деления; развивать умение анализировать и выделять
существенные признаки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 569.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 14 – 9 б) 320 : 5 – 45
О т в е т ы: а) время движения; б) скорость второго катера.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Вставьте пропущенные числа.
35000 : = 5000
: 9 = 9000
∙ 5 = 25004200 : = 700
18000 : = 200
3600 : = 600
: 8 = 500
: 4 = 600
: 2 = 7000
∙ 7 = 490
∙ 8 = 6400
∙ 4 = 16000
2. Р е ш е н и е з а д а ч и.
По схеме составьте и решите задачу:
3. Р е б у с ы.
а)
в)
б)
г)
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 457).
– Запишите каждое предложение в виде равенства с «окошком».
а) Если задуманное число уменьшить на 12, то получится 78.
– 12 = 78
– Как узнать неизвестное число? (Неизвестное число здесь –
уменьшаемое. Чтобы узнать уменьшаемое, надо к значению разности
прибавить вычитаемое. 78 + 19 = 90. Значит, задуманное число – 90.)
б) Если задуманное число увеличить в 5 раз, то получится 450.
∙ 5 = 450
– Как в данном случае узнать неизвестное число? (В данном равенстве
надо найти множитель. Чтобы найти неизвестный множитель,
необходимо значение произведения разделить на другой множитель. 450 :
5 = 90. Значит, задуманное число – 90.)
в) Если задуманное число уменьшить в 2 раза, то получится 45.
: 2 = 45– Как найти задуманное число? (Чтобы найти неизвестное делимое,
надо значение частного умножить на делитель. 45 ∙ 2 = 90. Значит,
задуманное число – 90.)
г) Если задуманное число увеличить на 12, то получится 102.
+ 12 = 102
– Как найти неизвестное число? (Чтобы найти неизвестное слагаемое,
необходимо значение суммы уменьшить на известное слагаемое. 102 – 12 =
90. Значит, задуманное число – 90.)
– Для обозначения неизвестного числа математики договорились
использовать латинские буквы. Например: x (икс); y (игрек); a (а); b (бэ), с
(цэ).
– Как можно подругому записать равенства с «окошками»?
а) x – 12 = 78
б) y ∙ 5 = 45
а) a : 2 = 45
б) c + 12 = 102
– Эти записи называют уравнениями.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 458.
– Какие математические записи можно назвать уравнениями? Как
называются другие записи?
Уравнения: 2 ∙ x + 3 ∙ 4 = 84
532 ∙ а = 2128
(y – 3) ∙ 5 – 875 = 210
x = 15 ∙ 17
Равенства: 8000 + 60 = 8060
Неравенства: x + 15 > 7
Выражения: (x + 20) – 4
467 + 3008
1200 – x + 387
x + (30 + 45)
– На какие существенные признаки вы ориентировались, чтобы выделить
уравнения? (Это равенство с неизвестным числом.)
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 459.
– Решить уравнение – значит, найти такое число, которое нужно записать
вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство. Это число
называют корнем уравнения.
– Объясните, как рассуждали Миша и Маша, решая уравнения.
а) x – 12 = 78.Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель дополняет их рассуждения:
– При решении уравнения сначала выделяется неизвестное число, затем в
обобщенном виде излагается способ действия (правило нахождения
неизвестного компонента) и затем выполняются вычисления.
x – 12 = 78. Здесь неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое,
нужно к значению разности прибавить вычитаемое: x = 78 + 12. Выполняем
вычисления: x = 90. Затем проверяем. Вместо x в уравнение записывается
число 90, находится значение выражения: 90 – 12 = 78. Если получается
верное равенство, значит, уравнение решено правильно. Можно выполнить
такую запись: 90 = 90, то есть левая часть уравнения равна правой.
– Какое уравнение решено неправильно?
– Запишите верное решение уравнения с объяснением.
с + 12 = 102.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Закрепление пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 460.
– Выберите уравнения, которые имеют одинаковые корни.
– Проверьте свои ответы, решив уравнения.
Учащиеся с объяснением у доски решают уравнения.
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
– Выберите уравнения, которые соответствуют данной схеме, и решите их.
а) 6 + x = 18
б) 6 ∙ x = 18
в) 18 – x = 6
г) x – 6 = 18
д) 6 – x = 18
е) 18 : x = 6
VI. Итог урока.
– С какими математическими записями мы познакомились?
– Что значит «решить уравнение»?
Домашнее задание: № 570; тетрадь с печатной основой № 2 (задание №
56).