Конспект урока по теме: Устное творчество русского народа (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Устное творчество русского народа Урок 2. Русские народные песни, потешки Цели урока: провести диагностику навыков чтения, отрабатывать технику чтения; ознакомить детей с малыми фольклор¬ными жанрами, учить различать жанры; развивать память и внимание, обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению. Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, на которых представлены изделия из дерева, бересты, глины, созданные народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжель¬ской, хохломской росписью; учебники; карточки с потешками, песнями.
Иконка файла материала чтение.docx
Устное творчество русского народа  Урок 2. Русские народные песни, потешки Цели   урока:  провести   диагностику   навыков   чтения,   отрабатывать   технику чтения;   ознакомить   детей   с   малыми   фольклорными   жанрами,   учить различать жанры; развивать память и внимание, обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению. Оборудование:  диапозитивы, открытки, альбомы, на которых  представлены изделия   из   дерева,   бересты,   глины,   созданные  народными   умельцами   и ремесленниками;  изделия  с  гжельской,  хохломской   росписью;   учебники; карточки с потешками, песнями. Ход урока I.Организационный момент II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю» III.Актуализация знаний ­ Откройте   учебник   на   странице   13.   Прочитайте   название первого раздела учебника.   который   мы   начинаем   сегодня   изучать. Дети читают про себя. Проверяется навык работы с книгой. ­ «Устное   народное   творчество»   ­   это   название   раздела   учеб ника,   Давайте   по пробуем   разобраться,   что   же   значит   каждое   слово   в   этом названии. Устное  ­ означает передачу «из уст в уста», то есть без  записи текста, один человек рассказывал другому ­ отец ­сыну, бабушка ­ внучке и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения  в   текст,   потому   что   мы   обычно   рассказываем   так,   как   за­ помнили, но своими словами. Творчество­ от слова «творить», создавать. Народное ­ это значит, что создал народ, а не кто­то один. Мы не знаем, кто   первым   рассказал   сказку   «Колобок»,   поэтому   считаем,   что   это народная сказка. 1) Прочитайте текст на странице 1*4. (Читает учитель и хорошо читающие ученики.) 2) Что означает выражение «передавать из уст в уста»? Найдем ответ на странице 213. ­ Какие произведения, на ваш взгляд, мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки) ­ Существуют разные национальности и народы (французы,  немцы, греки, чехи, словаки, армяне, и т. д.). Мы с вами будем читать сказки разных народов, но этот раздел содержит русские народные сказки, песни, загадки. IV.Постановка целей урока ­ Мы познакомимся сегодня с русскими народными песнями. Как вы думаете, очем могли петь наши предки? ­ Пели наши предки о том, что было для них самым важным. А что было важным для людей в древности? {Урожай, погода.) ­ Какие погодные явления вы знаете? (Дождь, ветер, град.) V.Изучение нового материала 1. Первичное чтение песен о солнышке, весне и радуге, записанных на доске.  Параллельно идет словарная работа. 1. Первичная проверка понимания. ­ Понравились ли песни? ­ Когда они могли исполняться? ­ Если долго лили дожди ­ звали солнышко, если была засуха ­ звали дождик. Такие   песенки   стали   называть   заклич­ками,   от   слова   «кликать»   ­   звать. Например: Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам  огуречка, Дам и хлеба каравай, Дождик, пуще поливай! ­ Какие   слова   надо   выделить   голосом,   чтобы   правильно   пе редать смысл этой песни? 3. Выразительное повторное чтение. 4. Знакомство с прикладным народным творчеством. ­ А   еще   наши   предки   много   работали   и   создавали   замеча тельные изделия. Учитель показывает изделия и иллюстрации изделий из дерева, бересты, глины. ­ Люди   для   работы   собирались   в   больших   комнатах   ­   мас   Кто­то   вырезал   из   дерева, терских   ­   за   длинными   столами. кто­то   разрисовывал   узорами   готовые   туески   из   бересты, горшки из дерева, кто­то плел из бересты лукошки и короба (все с показом иллюстраций). Девушки шили и вышивали. Чтобы не было* скучно, пели песни. ­ Рассмотрите   на   странице   16   учебника   два   расписанных   Давайте   прочитаем   На   них   изображена   рябина. короба. песню о ней. 5. Чтение песни на с. 16. 6. Работа с текстом на с. 1 7. ­ Какие слова повторяются в песне несколько раз? Почему? ­ Если заменить «береза моя белая» на «белая береза», «бе­ .    реза моя кудрявая» на «кудрявая береза», что изменится? {Исчезнет напевность, мелодичность, нежность.) ­ Как относится человек, который поет эту песню, к березе? ­ Наверное, поэтому он ** решил запечатлеть ее на своем изделии, которое теперь украшает его дом. ­ Как в своих песнях нарОД называет березу и рябину? Почему?VI. Физкультминутка VII. Продолжение изучения нового материала ­ Какие   же   еще   песни   пе^и  наши   бабушки   и   прабабушки? Откройте страницы 18­19 и прочитайте. 1.Чтение колыбельных пе^сен. ­ Что это за песни? (Колыбельные.) ­ В последнюю песню вставьте созвучные слова. ­ Обратите внимание, какие нежные слова использовали  в колыбельных. (Люшег*ьки, люли, гули, дитя.) ­ Кому из вас пели колыбельные песни? Какие? 2.Чтение потешек на с. 20­21. Потешки ­ это веселые народные песенки, название которых происходит от сло»а потешаться, то есть веселиться. ­ Как   вы   думаете,   кого   потешали   такими   песенками?   Дет ские песенки еще называют пестушками и прибаутками. VII. Итог урока ­ С какими видами народных песен мы сегодня познакомились? ­ Когда их пели? Какая песня вам запомнилась? Домашнее задание 1. Выучить наизусть любую народную песню или потешку, нарисовать к ней иллюстрацию. Попробовать сочинить колыбельную песенку.