Конспект урока по теме: В. ЛИДИН. «ЗАВЕТ»(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 1 В. ЛИДИН. «ЗАВЕТ» Цели: развивать речь, память учащихся, умение работать с текстом; познакомить учащихся с рассказом В. Лидина; начать работу над содержанием рассказа; совершенствовать навык чтения; воспитывать чувство патриотизма. Оборудование: иллюстрации на тему «Великая Отечественная война», портрет Л. А. Кассиля, учебник (Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы. 4 класс: в 4 ч. Ч. 2).
Иконка файла материала чтение.docx
У р о к   1 В. ЛИДИН. «ЗАВЕТ» Ц е л и :  развивать   речь,   память   учащихся,   умение   работать   с   текстом; познакомить   учащихся   с   рассказом   В.   Лидина;   начать   работу   над содержанием рассказа; совершенствовать навык чтения; воспитывать чувство патриотизма. О б о р у д о в а н и е : иллюстрации на тему «Великая Отечественная война», портрет   Л.   А.   Кассиля,   учебник   (Кубасова   О.   В.   Литературное   чтение: любимые страницы. 4 класс: в 4 ч. Ч. 2). Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Работа над новым материалом. 1.   Вступительное   слово   учителя   о   творчестве   Льва   Абрамовича Кассиля. На доске портрет Л. А. Кассиля (1905–1970). –   В   каждой   библиотеке   есть   книги,   толстые   и   тонкие,   большие   и маленькие,   с   разными   названиями:   «Твои   защитники»,   «Черемыш   –   брат героя»,   «Кондуит   и   Швамбрания»,   «Великое   противостояние»,   «Вратарь республики».  Все  эти  книги написаны  для  вас,  ребята, и у всех у них один автор – Лев Кассиль. На полках каждой библиотеки стоят и пять красивых книжек, украшенных гербом, – пять томов собрания сочинений Льва Кассиля. Эти книги как радуга –   каждый   том   разного   цвета:   первый   –   фиолетового,   второй   –   красного, третий   –   желтого…   И   сами   произведения   Льва   Кассиля   сродни   радуге: одновременно  и сложные и  простые, и  веселые  и  грустные,  и  серьезные  и смешные, но всегда добрые. Он   писал   о   воинах   и   учителях,   рабочих   и   ученых,   об   актерах   и спортсменах, но больше всего любил писать о мальчиках и девочках. Лев Кассиль любил детей и посвятил им всю свою жизнь. Он говорил с детьми по радио и по телевидению, в Колонном зале и в Московском Дворце спорта, и в маленьких залах библиотек и школ, и прежде всего – со страниц своих книг. Все силы своего щедрого сердца и ума он отдавал детям. Он боролся за то, чтобы детям было хорошо и чтобы они сами были хорошими. В повести Льва Кассиля «Будьте готовы, Ваше высочество!» мудрый поэт Тангаор из далекой Джунгахоры завещал своему сыну:  «Помни, что власть народа – закон и справедливость. Власть над народом – беззаконие и злодейство».«Живи не как живется, а как ты считаешь нужным жить. Не отбывай жизнь, не влачись у нее на поводу, а сам веди ее. Ведь недаром спрашивают про человека: «А какую жизнь он ведет?». «Будь добрым, то есть умей прощать маленькое зло, задевшее тебя, и не мирись с тем большим, что гнетет всех». «Будь подобен самолету, а не воздушному змею, который запускают на высоту, а там уж он парит, влекомый течениями воздуха. Взлетай сам, за счет собственных сил, обретаемых в разбеге, и держись своего курса!» «Если бы взрослые реже забывали, какими они были маленькими, а дети чаще бы задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы». Вы, конечно, догадались, что эти и другие заветы Тангаора – заветы самого Льва Кассиля. – А как вы понимаете слово «завет»? 2. Целевая установка. –   Сегодня   на   уроке   мы   будем   читать   рассказ   В.   Лидина   именно   под названием «Завет». Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием? (Предположения учащихся.) 3. Чтение рассказа заранее подготовленными учениками. 4. Работа над содержанием рассказа. – Какие мысли и чувства возникли у вас? – Почему встреча с Таней так тронула Ольгу Петровну Осташко? – Какую клятву дали Таня и ее подруги? – Какие человеческие качества больше всего ценила в людях Наташа? 5. Чтение рассказа учащимися про себя. 6. Выборочное чтение. –   Найдите   и   зачитайте   отрывок,   где   описывается,   как   погибла   Наташа Осташко. III. Подведение итогов урока. – Какой рассказ вы читали сегодня на уроке? Объясните заглавие рассказа. – Почему авторы учебника поместили рассказ В. Лидина сразу же после рассказа Л. Кассиля? Какой темой связаны эти произведения? – Какие заветы Л. Кассиля вы запомнили? Объясните их смысл. – А какой эпизод рассказа В. Лидина вы хотели бы пересказать близко к тексту? Домашнее задание: выразительно читать рассказ «Завет», понравившийся эпизод пересказать близко к тексту.