Урок 2
В. ЛИДИН. «ЗАВЕТ»
(окончание)
Цели: развивать память, речь учащихся, умение работать с текстом; продолжить работу над содержанием рассказа «Завет»; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: портреты пионеров-героев,иллюстрации на тему «Великая Отечественная война», портрет Л. А. Кассиля, учебник (Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы. 4 класс: в 4 ч. Ч. 2).
У р о к 2
В. ЛИДИН. «ЗАВЕТ»
(окончание)
Ц е л и : развивать память, речь учащихся, умение работать с текстом;
продолжить работу над содержанием рассказа «Завет»; совершенствовать
навык чтения; расширять кругозор учащихся; воспитывать чувство
патриотизма.
О б о р у д о в а н и е : портреты пионеровгероев.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Чтение наизусть учеником стихотворения.
Вечная слава героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!
Именем солнца, именем Родины
клятву даем.
Именем жизни клянемся
павшим героям:
То, что отцы не допели, –
мы допоем!
То, что отцы не построили, –
мы построим!
Р. Рождественский
– В чем состоит клятва погибшим героям?
– Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начали с этого
стихотворения?
– В произведениях каких авторов вы читали о том, как дети помогали
бороться с врагом во время войны?
– Какой отрывок из рассказа В. Лидина «Завет» вам понравился больше
всего?
II. Проверка домашнего задания.
3–4 ученика пересказывают понравившийся эпизод рассказа.
III. Работа над новым материалом.
1. Целевая установка.– Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом «Завет», но
теперь посмотрим на происходившие события так, как их увидела Ольга
Петровна – мать погибшей во время Великой Отечественной войны
партизанки.
2. Перечитывание текста учащимися вслух «цепочкой».
3. Работа над содержанием рассказа.
– Какой перед нами предстает Таня? (Тактичная, чуткая.)
– Чем продиктованы все поступки этой девочки? (Все её поступки
продиктованы страстным желанием быть похожей на Наташу
Осташко.)
– Какие чувства и мысли могли возникнуть у Ольги Петровны, когда она
увидела Таню у обелиска? (Ольга Петровна растрогана, благодарна за то,
что ее дочь помнят.)
– Автор рассказа пишет: «… спросила женщина испытующе». Как вы
думаете почему? (Мать Наташи была Тане очень признательна, но все же
ей хотелось убедиться в том, что Таня оказалась у обелиска не
случайно.)
4. Выборочное чтение.
– Выберите из текста отрывки, которые позволят вам ответить на
следующие в о п р о с ы :
џ Какие слова автора помогают судить о настроении и чувствах женщины,
приехавшей ранним утром в небольшой городок?
џ Какие слова Тани произвели на Ольгу Петровну сильное
впечатление?
џ Почему Ольга Петровна вдруг поняла, что ее дочь «будет жить
вечно»?
џ Почему Таня заменила цветы в банке на листья ландыша?
џ Какие строки дневника Ольга Петровна перечитала дважды?
5. Чтение диалога двух женщин (с. 165–166) учителем.
– Какие мысли и чувства возникли у вас при прослушивании этого
диалога?
IV. Подведение итогов урока.
– Какие поступки девочек говорят о том, что они хотели бы походить на
Наташу Осташко? Какую клятву они дали?
– Можно ли сказать, что Наташа Осташко совершила подвиг? Является ли
она героем?
– Есть ли в твоем городе (селе) памятники героям Великой Отечественной
войны? Был ли ты у памятника? Что ты знаешь об этих героях? (ВладимирКазначеев пустил под откос 15 вражеских эшелонов, а было ему 14 лет.
Пионер Леня Голиков убил немецкого генерала и добыл портфель с
важными военными документами. А его ровесник Марат Казей вступил в
неравный бой с гитлеровцами и уничтожил их более десятка.)
Домашнее задание: повторить имена авторов и названия рассказов из
раздела. Нарисовать рисунок к любому из рассказов раздела.