Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Оценка 4.8

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл—11 кл +1
04.03.2018
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии Цели урока: 1. Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы. 2. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. 3. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе. Задачи: 1. Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов. 2. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека. 3. Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста. 4. Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами. Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа.
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии.docx
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии Цели урока: 1 Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы. 2 Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при  отравлении. 3 Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности;  правильного поведения в природе. Задачи: 1 Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов. 2 Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека. 3 Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста. 4 Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами. Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа. I. ЭУ Организационный. Дидактическая задача учителя: настроить детей на работу, создать  доброжелательную атмосферу в классе. Содержание: Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в кругу, к которому  прикреплен лист дерева. Они все разные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить  детей на группы за столы. ­ Здравствуйте, ребята! ­ Я рада вас видеть, (читаю стихотворение): Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде,  На уроках и в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. ­ А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение,  давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст  пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого  из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому) До меня сигнал дошел, Начинаем разговор. II. Первое учебное задание. Вид задания: ответы на вопросы учителя. Дидактическая задача учителя: повторить ранее изученные знания о природе. Учебная задача: Давайте вспомним, что мы с вами знаем о лесе? Практическая задача: Для этого ответьте на мои вопросы. Содержание: ЭУ Актуализация средств усвоения: ­ Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко  представлять, куда мы идем. ­ Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев). ­ Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные. ­ Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород  для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и  пищи). ­ А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива,  древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха). ­ Итак, мы отправляемся в лес на природу. фонограмма (“Голоса леса”).­ Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя  шуметь, иначе птицы и звери разбегутся). Организация деятельности: индивидуальные ответы детей. Контроль, оценка: Молодцы!!! Все правильно вспомнили. Второе учебное задание. Вид задания: работа со схемой. Дидактическая задача учителя: уточнить знания детей о природе. Учебная задача: ­ А давайте вспомним, что такое природа? Какая бывает природа? Практическая задача: Для этого мы сейчас заполним схему (Чем отличается живая природа от  неживой?) Содержание: На доске появляется схема 1­ Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит,  питается, растет, размножается и умирает). ­ Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо  перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Готовы? (Проводится игра. На доске анимационные явления природы: дерево, трава, птицы, звери,  радуга, камни, звезды, …). Организация деятельности: ответы на вопросы, работа со схемой. Контроль, оценка: ­ Молодцы. Какие вы внимательные! Третье учебное задание. Вид задания: работа со схемой, ответы детей. Дидактическая задача: вспомнить на какие две группы делится живая природа. Учебная задача: А теперь ребята, давайте подумаем, живая природа  Практическая задача: Для этого ответьте на вопрос. Содержание: ­ На какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений). Схема на доске пополняется: (Схема2)  Организация деятельности: индивидуальные ответы детей. Контроль, оценка: Все молодцы, посмотрите какая у нас получилась схема. Сообщение темы и задач урока. III. Первая учебное задание. Вид задания: отгадывание загадки. Дидактическая задача: подвести детей к теме урока. Учебная задача: Давайте подумаем, какая будет тема нашего урока? Практическая задача: Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о  чём говорится в загадке. Содержание: Землю пробуравил, Корешок оставил. Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. Организация деятельности: дети угадывают загадку. Контроль, оценка: Верно, речь пойдет о грибах. Второе учебное задание. Вид задания:  Дидактическая задача: уточнение знаний детей о грибах. Учебная задача: Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы.  Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и  несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.  Практическая задача: ответы на вопросы учителя. Содержание: Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется  “микология”. На доске: микология (“микос” – гриб, “логос” – наука). ­ Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах). ­ Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб­боровик (белый гриб) – всем грибам голова. Запись голоса боровика: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я  приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы  покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”. ­ Кто из вас когда­нибудь собирал грибы? (Да). ­ Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? (Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)(Применяю слова­эпитеты к грибам из произведения  Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки­  старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т.д.). ­ Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на  “тихую охоту”. ­ Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей  Аксаков – писатель и знаток русской природы.) ­ К вашим стульям прикреплен лист дерева, каждый вместе со своим стулом отправится в ту  лесную лабораторию, где обозначен такой же лист на столе. (Дети переходят в группы). Организация деятельности: Дети работают индивидуально, отвечают на вопросы. IV. Организация изучения нового знания. ­ Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей  будете складывать в соломенные корзинки. Первое учебное задание. Вид задания:  Дидактическая задача: Выяснить знания детей о грибах. Учебная задача: Давайте, ребята, уточним что мы знаем о грибах? Практическая задача: Для  этого ответьте на вопросы. Содержание: ­ Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая). ­ Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…) ­ А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений). ­ Почему? (Они растут на земле). ­ А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод). ­ Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток). ­ А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это  органические вещества. А грибы так “не умеют”. ­ В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет). ­ А к миру животных? (Тоже нет). ­ Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы). Организация деятельности: Индивидуальные ответы детей с места. Контроль, оценка: Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не  относится ни к миру растений, ни к миру животных. Дополняю схему на доске. (Схема 3) Второе учебное задание. Вид задания: Выяснение строения грибов. Дидактическая задача: сообщить детям новые знания. Учебная задача: А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка) Практическая задача: Дополняем таблицу. (Схема 4) Содержание: ­ Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе. ­ Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными. Организация деятельности: ответы на вопросы учителя, работа со схемой. Контроль, оценка: Хорошо постарались. Третье учебное задание. Вид задания: определение составных частей гриба. Дидактическая задача: сообщение новых знаний. Учебная задача: Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут  слова для справок. Практическая задача: На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба.  Сейчас мы с вами подпишем все его части. Содержание: ­ Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над  землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева. ­ Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа. ­ В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и  прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества,  которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют  название “плодовое тело”. ­ Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть). ­ Молодцы. Запишите слева. ­ А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что  похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни). ­ Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей). ­ А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)” ­ Запишите справа. ­ А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас? ­ Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по­вашему, какая часть из них играет  более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому  что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов). ­ А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями). Организация деятельности: работа с рисунком, ответ на вопросы. Контроль, оценка: Молодцы! Посмотрите какая у нас получилась схема. Четвертое учебное задание. Вид задания: Введение понятия грибница. Дидактическая задача: Сообщение нового знания. Учебная задача: ­ Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном  месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на  ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и  питательных веществ). Практическая задача: ­ Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску! И  ответьте на мои вопросы. Содержание: Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”. ­ О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами). Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под  ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами… ­ Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии). ­ У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при  помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен  получают готовый сахар. Организация деятельности: Совместная деятельность детей, учителя в виде диалога. Контроль, оценка: ­ Совершенно верно. ­ Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы. ­ Встаньте, ребята, пожалуйста! Физкультминутка. (Под запись “Голоса леса).  ­ Отдохнули? Хорошо. Сели ребята. ­ Продолжим наше путешествие по лесу. Пятое учебное задание. Вид задания: Знакомство с разными видами грибов. Дидактическая задача: Формирование представлений о плесени, как гриба. Учебная задача: Мы нашли много грибов. ­ А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что  какая­то часть растет в лесу. Практическая задача: ­ Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в  воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в  музеях, на деревьях). Содержание: Показ гриба трутовика, который дерево точит. ­ Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на  доску, где изображены необычные грибы. Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки и в Чувашии. Эти и другие не менее интересные грибы  занесены в Красную книгу Чувашии. А вот в этой книге чувашского грибника­любителя Федора  Федорова описаны и даже показаны в цветных иллюстрациях все грибы, встречающиеся в наших  лесах. ­ А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не  догадывались или не знали, что они – грибы. (Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.) ­ Что это? (Плесень). ­ А я называю плесень грибами. Организация деятельности: Коллективно­фронтальная. Контроль, оценка: Молодцы! Вы все хорошо работали. Шестое учебное задание. Вид задания: Уточнить, с какой целью использовать грибы. Дидактическая задача: Формирование представлений об использовании грибов. Учебная задача: Как вы думаете, могут ли люди использовать грибы? Практическая задача: Для этого давайте подумаем и ответим на вопросы. Содержание: ­ Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. Демонстрирую упаковку таблеток. ­ А люди используют грибы в пищу? (Да). ­ Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют). ­ Правильно. Молодцы. ­ Я пришла к вам с непустыми руками, Я пришла с грибами. (показ банки с маринованными грибами). ­ Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу). ­ Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму. ­ До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает: ­ Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей). ­ Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы­“подснежники”. Они  занесены в Красную книгу России. А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это  вешенки. (Показ картинки грибов). Организация деятельности: Фронтальная. Контроль, оценка: Все поработали отлично. V. Закрепление новых знаний.  Первая учебное задание. Вид задания: Работа с демонстративным материалом. Дидактическая задача: Уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах. Учебная задача: Давайте выясним какие грибы можно употреблять в пищу. Практическая задача: Для этого посмотрите на доску и ответьте на мои вопросы. Содержание: ­ А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают  деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело). ­ Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет). ­ Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться). – Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти. ­ А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка). Показ гриба “Бледная поганка”. ­ Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба  сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого  горшочка. Цвет шляпки белый, бледно­зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть  пленчатое кольцо. ­ Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые  известны, а незнакомые лучше не трогать. Организация деятельности: Фронтальная и работа с наглядным материалом. Контроль, оценка: Молодцы! Второе учебное задание. Вид задания: Дидактическая игра. Дидактическая задача: Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. Учебная задача: ­ А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для  этой игры вам понадобятся ваши знания. Практическая задача: Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек  “съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы). Содержание: Звучит запись “Голоса леса”. Дети работают. ­ Закончили. Давайте проверим. ­ Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает). Дети выставляют корзины к доске. ­ А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так  нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у  знающих “охотников” за грибами. ­ Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Организация деятельности: Работа в группах. Контроль, оценка: ­ Молодцы, справились с заданием. VI. Итог урока. Первая учебное задание. Вид задания: Обобщение. Дидактическая задача: Обобщить полученные знания при изучении нового материала. Учебная задача: Мы сегодня многое узнали о грибах. Давайте подведем итоги. Практическая задача: А сейчас каждая группа ответит на вопросы. Содержание: Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство  природы). 2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница). 3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые). 4 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка). ­ Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных  грибах! ­ Сегодня мы так много узнали на уроке. ­ Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. А теперь всем отдыхать! Детей угощаю съедобными грибами – печеньем “опята” или конфетами “белые грибы”. Организация деятельности: Групповая. Контроль, оценка: ­ Всем спасибо за хорошую работу!

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии

Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018