Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
Взрослым
04.03.2018
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Цели урока:
1. Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
2. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.
3. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии.docx
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Цели урока:
1 Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
2 Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при
отравлении.
3 Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности;
правильного поведения в природе.
Задачи:
1 Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.
2 Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.
3 Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.
4 Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.
Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа.
I.
ЭУ Организационный.
Дидактическая задача учителя: настроить детей на работу, создать
доброжелательную атмосферу в классе.
Содержание:
Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в кругу, к которому
прикреплен лист дерева. Они все разные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить
детей на группы за столы.
Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение,
давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я
передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст
пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого
из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.
(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.
II.
Первое учебное задание.
Вид задания: ответы на вопросы учителя.
Дидактическая задача учителя: повторить ранее изученные знания о природе.
Учебная задача: Давайте вспомним, что мы с вами знаем о лесе?
Практическая задача: Для этого ответьте на мои вопросы.
Содержание:
ЭУ Актуализация средств усвоения: Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко
представлять, куда мы идем.
Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и
травянистые растения, живут разнообразные животные.
Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород
для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и
пищи).
А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива,
древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
Итак, мы отправляемся в лес на природу. фонограмма (“Голоса леса”). Кстати, почему я вам
не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя
шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).
Организация деятельности: индивидуальные ответы детей.
Контроль, оценка: Молодцы!!! Все правильно вспомнили.
Второе учебное задание.
Вид задания: работа со схемой.
Дидактическая задача учителя: уточнить знания детей о природе.
Учебная задача: А давайте вспомним, что такое природа? Какая бывает природа?
Практическая задача: Для этого мы сейчас заполним схему (Чем отличается живая природа от
неживой?)
Содержание:
На доске появляется схема 1 Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит,
питается, растет, размножается и умирает).
Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто
внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо
перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Готовы?
(Проводится игра. На доске анимационные явления природы: дерево, трава, птицы, звери,
радуга, камни, звезды, …).
Организация деятельности: ответы на вопросы, работа со схемой.
Контроль, оценка:
Молодцы. Какие вы внимательные!
Третье учебное задание.
Вид задания: работа со схемой, ответы детей.
Дидактическая задача: вспомнить на какие две группы делится живая природа.
Учебная задача: А теперь ребята, давайте подумаем, живая природа
Практическая задача: Для этого ответьте на вопрос.
Содержание:
На какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений).
Схема на доске пополняется: (Схема2)
Организация деятельности: индивидуальные ответы детей.
Контроль, оценка: Все молодцы, посмотрите какая у нас получилась схема. Сообщение темы и задач урока.
III.
Первая учебное задание.
Вид задания: отгадывание загадки.
Дидактическая задача: подвести детей к теме урока.
Учебная задача: Давайте подумаем, какая будет тема нашего урока?
Практическая задача: Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о
чём говорится в загадке.
Содержание: Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Организация деятельности: дети угадывают загадку.
Контроль, оценка: Верно, речь пойдет о грибах.
Второе учебное задание.
Вид задания:
Дидактическая задача: уточнение знаний детей о грибах.
Учебная задача: Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы.
Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и
несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.
Практическая задача: ответы на вопросы учителя.
Содержание: Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется
“микология”.
На доске: микология (“микос” – гриб, “логос” – наука).
Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).
Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать грибборовик (белый гриб) –
всем грибам голова.
Запись голоса боровика: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я
приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы
покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.
Кто из вас когданибудь собирал грибы? (Да).
Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)(Применяю словаэпитеты к грибам из произведения
Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки
старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т.д.).
Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на
“тихую охоту”.
Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей
Аксаков – писатель и знаток русской природы.)
К вашим стульям прикреплен лист дерева, каждый вместе со своим стулом отправится в ту
лесную лабораторию, где обозначен такой же лист на столе.
(Дети переходят в группы).
Организация деятельности: Дети работают индивидуально, отвечают на вопросы.
IV.
Организация изучения нового знания. Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей
будете складывать в соломенные корзинки.
Первое учебное задание.
Вид задания:
Дидактическая задача: Выяснить знания детей о грибах.
Учебная задача: Давайте, ребята, уточним что мы знаем о грибах? Практическая задача: Для
этого ответьте на вопросы.
Содержание: Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
Почему? (Они растут на земле).
А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это
органические вещества. А грибы так “не умеют”.
В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
А к миру животных? (Тоже нет).
Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
Организация деятельности: Индивидуальные ответы детей с места.
Контроль, оценка: Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не
относится ни к миру растений, ни к миру животных. Дополняю схему на доске. (Схема 3)
Второе учебное задание.
Вид задания: Выяснение строения грибов.
Дидактическая задача: сообщить детям новые знания.
Учебная задача: А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)
Практическая задача: Дополняем таблицу. (Схема 4)
Содержание: Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.
Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными.
Организация деятельности: ответы на вопросы учителя, работа со схемой.
Контроль, оценка: Хорошо постарались.
Третье учебное задание.
Вид задания: определение составных частей гриба.
Дидактическая задача: сообщение новых знаний.
Учебная задача: Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут
слова для справок.
Практическая задача: На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба.
Сейчас мы с вами подпишем все его части.
Содержание: Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над
землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.
Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и
прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества,
которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют
название “плодовое тело”.
Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).
Молодцы. Запишите слева.
А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что
похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).
Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”
Запишите справа.
А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?
Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, повашему, какая часть из них играет
более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому
что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).
А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).
Организация деятельности: работа с рисунком, ответ на вопросы.
Контроль, оценка: Молодцы! Посмотрите какая у нас получилась схема.
Четвертое учебное задание.
Вид задания: Введение понятия грибница.
Дидактическая задача: Сообщение нового знания.
Учебная задача: Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном
месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на
ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и
питательных веществ).
Практическая задача: Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску! И
ответьте на мои вопросы.
Содержание: Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”.
О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами).
Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под
ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…
Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).
У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при
помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен
получают готовый сахар.
Организация деятельности: Совместная деятельность детей, учителя в виде диалога.
Контроль, оценка: Совершенно верно.
Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.
Встаньте, ребята, пожалуйста!
Физкультминутка.
(Под запись “Голоса леса).
Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
Продолжим наше путешествие по лесу. Пятое учебное задание.
Вид задания: Знакомство с разными видами грибов.
Дидактическая задача: Формирование представлений о плесени, как гриба.
Учебная задача: Мы нашли много грибов.
А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что
какаято часть растет в лесу.
Практическая задача: Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в
воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в
музеях, на деревьях).
Содержание: Показ гриба трутовика, который дерево точит.
Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на
доску, где изображены необычные грибы. Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу
России, а значит они, к сожаленью, редки и в Чувашии. Эти и другие не менее интересные грибы
занесены в Красную книгу Чувашии. А вот в этой книге чувашского грибникалюбителя Федора
Федорова описаны и даже показаны в цветных иллюстрациях все грибы, встречающиеся в наших
лесах.
А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не
догадывались или не знали, что они – грибы.
(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)
Что это? (Плесень).
А я называю плесень грибами.
Организация деятельности: Коллективнофронтальная.
Контроль, оценка: Молодцы! Вы все хорошо работали.
Шестое учебное задание.
Вид задания: Уточнить, с какой целью использовать грибы.
Дидактическая задача: Формирование представлений об использовании грибов.
Учебная задача: Как вы думаете, могут ли люди использовать грибы?
Практическая задача: Для этого давайте подумаем и ответим на вопросы.
Содержание: Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”?
Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. Демонстрирую упаковку таблеток.
А люди используют грибы в пищу? (Да).
Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).
Правильно. Молодцы.
Я пришла к вам с непустыми руками,
Я пришла с грибами. (показ банки с маринованными грибами).
Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).
Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.
До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:
Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).
Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы“подснежники”. Они
занесены в Красную книгу России. А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это
вешенки. (Показ картинки грибов). Организация деятельности: Фронтальная.
Контроль, оценка: Все поработали отлично.
V.
Закрепление новых знаний.
Первая учебное задание.
Вид задания: Работа с демонстративным материалом.
Дидактическая задача: Уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах.
Учебная задача: Давайте выясним какие грибы можно употреблять в пищу.
Практическая задача: Для этого посмотрите на доску и ответьте на мои вопросы.
Содержание: А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают
деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).
Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).
– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Показ гриба “Бледная поганка”.
Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба
сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого
горшочка. Цвет шляпки белый, бледнозеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть
пленчатое кольцо.
Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые
известны, а незнакомые лучше не трогать.
Организация деятельности: Фронтальная и работа с наглядным материалом.
Контроль, оценка: Молодцы!
Второе учебное задание.
Вид задания: Дидактическая игра.
Дидактическая задача: Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах.
Учебная задача: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для
этой игры вам понадобятся ваши знания.
Практическая задача: Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек
“съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы).
Содержание: Звучит запись “Голоса леса”. Дети работают.
Закончили. Давайте проверим.
Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).
Дети выставляют корзины к доске.
А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так
нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у
знающих “охотников” за грибами.
Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?
Организация деятельности: Работа в группах.
Контроль, оценка: Молодцы, справились с заданием. VI.
Итог урока.
Первая учебное задание.
Вид задания: Обобщение.
Дидактическая задача: Обобщить полученные знания при изучении нового материала.
Учебная задача: Мы сегодня многое узнали о грибах. Давайте подведем итоги.
Практическая задача: А сейчас каждая группа ответит на вопросы.
Содержание: Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство
природы).
2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).
3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые).
4 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных
грибах!
Сегодня мы так много узнали на уроке.
Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
А теперь всем отдыхать!
Детей угощаю съедобными грибами – печеньем “опята” или конфетами “белые грибы”.
Организация деятельности: Групповая.
Контроль, оценка: Всем спасибо за хорошую работу!
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Конспект урока по теме «В царстве грибов» с использованием игровой технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.