Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»
Оценка 5

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
12.11.2018
Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»
Цель: обогатить музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения русских народных и композиторских произведений; обобщение представлений школьников о выразительных возможностях фольклора в музыкальной культуре; знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции; поиск информации в Интернете о современных исполнителях фольклора, фестивалях этнической музыки, умение собирать материал к проекту «Русская музыка». Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии русской природы, репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки»; звукозапись песни Г. Струве, Н. Соловьевой «Моя Россия», текст песни, минусовка.
konspekty_po_muzyke_1_chetvert_5_klass_no_uroka_2-9.docx
Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…» Цель: обогатить музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения русских народных и композиторских произведений;   обобщение   представлений   школьников   о   выразительных   возможностях   фольклора   в   музыкальной культуре; знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции; поиск информации в Интернете о современных исполнителях фольклора, фестивалях этнической музыки, умение собирать материал к проекту «Русская музыка».  Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии русской природы, репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки»; звукозапись песни Г. Струве, Н. Соловьевой  «Моя Россия», текст песни, минусовка. Ход урока.  1. Оргмомент.  Приветствие.  Опрос по материалу прошлого урока.  ­ Что объединяет литературную речь и музыкальную? (интонация)  2. Учитель: Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ  Отчизны, Родины­матери. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое  отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.  Чтение отрывка из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…».  ­ Работа с учебником с. 10, чтение «по – цепочке» Чтение отрывка из рассказа В. Белова «Тихая моя  родина…».. Вопросы после прочтения: ­ в чем проявляется музыкальность и лиричность рассуждения автора? ­ найдите музыкальные термины (специальные музыкальные слова) в тексте. 3. Рассмотрим пейзаж И.Левитана «Стога. Сумерки». Как вы считаете пейзаж какой страны изобразил  художник? Почему? (На картине Левитана «Сумерки. Стога» художник изобразил широкое поле со  стогами сена. По полю расстилается туман, медленно покрывая весь пейзаж. Вечернее небо  заслуживает особого внимания: еще светлое, голубое у горизонта, оно постепенно темнеет, предвещая  наступление темноты.)  ­ Что такое песня ? (Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки,  объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.) 4. Слушание песни Г.Струве, Н. Соловьевой «Моя Россия».  У моей России длинные косички,   У моей России светлые реснички,   У моей России голубые очи,   На меня, Россия, ты похожа очень.     Припев:   Солнце светит, ветры дуют,   Ливни льются над Россией,   В небе радуга цветная ­   Нет земли красивей! Для меня Россия ­ белые берёзы,   Для меня Россия ­ утренние росы.   Для меня, Россия, ты всего дороже,   До чего на маму ты мою похожа!     Припев:     Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,   Ты, моя Россия, песни петь умеешь.   Ты, моя Россия, неразлучна с нами,   Ведь Россия наша ­ это мы с друзьями.     Припев: (2 раза) Разучивание песни. Текст выведен на экран. 5. Называет основные жанры русских народных песен. Жанры русских народных песен Лирические (песни о природе, любви, женской доле и т.д.) Исторические (связаны с историей России) Трудовые (помогали в труде, описывают определённые действия) Плясовые, хороводные Колыбельные Обрядовые (связаны с праздниками на Руси) Солдатские (лирические и шуточные) Частушки 6.   Подведение   итогов   урока,   выставление   оценок,   запись   домашнего   задания      Найди   в   интернете   и послушай песни о родном крае. № 3 урока Тема урока: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно»  Тип урока – изучение нового материала, комбинированный. Педагогическая технология – системно­деятельностный подход. Формы работы на уроке – фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Обучающие цели: ­ добиться освоения учащимися понятия вокальная музыка; ­ обеспечить усвоения учащимися особенностей и характерного образного строя таких вокальных жанров как песня, романс; ­ отработать навыки вокально­хоровой работы; ­ расширить представление учащихся о взаимодействии музыки и литературы на образцах вокальной музыки. Воспитательная цель: воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства. Развивающие цели:  ­ развитие слушательской и исполнительской  культуры; ­ развитие коммуникативных умений; ­ развитие умений контролировать и анализировать свои действия; ­ развитие умения планировать, оценивать свои действия. Образовательные задачи УЗ Приветствие,  проверка  подготовленности,  организация  внимания. Обеспечить  мотивацию,  актуализировать  жизненно­ музыкальный опыт  обучающихся. Содействовать  постановке целей  урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный этап Исполнение музыкального  приветствия 2. Этап актуализации и целеполагания Слайд 1. Мы продолжаем разговор о вокальной музыке.  ­ Какой самый распространенный жанр вокальной музыки вы знаете?  ­ Какие  песни вы знаете о родном крае? (Поверка д/з) Сегодняшний   урок   назван   строчкой   из   стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно».  Слайд 2. О чем будет звучать сегодня вокальная музыка, вы поймете, когда вслушаетесь в последние строфы  этого  стихотворения:   Песня. Записывают тему урока. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.     Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. ­ Еще раз обратите внимание на строки из стихотворения. В какие звуки мы будем вслушиваться? ­ Поставьте цели на сегодняшний урок. (Педагог оказывает помощь,  задавая наводящие вопросы). Мы будем вслушиватьс я   в   звуки   музыки…   В   звуки русской природы. Дети ставят цели.  Вслушаться в музыку   о   русской   природе… Будем анализировать вокальные произведения   о   природе   и   т.д. Познакомимся   с   новыми жанрами вокальной музыки… 3. Этап изучения и осмысления нового материала Обеспечить  восприятие,  осмысление и  запоминание  изучаемого  материала. Содействовать  усвоению способов,  средств, которые  приведут к  определенному  выбору. ­ Вслушайтесь в замечательное стихотворение  М. Ю.  Лермонтова «Из Гёте». Можно ли назвать его лирическим  пейзажем? Почему? Слайд 3. Слушают стихотворение.   Учебник с.16 Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного Отдохнешь и ты. ­ Можно ли назвать его лирическим пейзажем? Почему? ­ Обратите внимание на знаки препинания. Как вы думаете, почему точка появляется только в конце стихотворения? ­ Где у нас в России есть такие горные красоты?   различные ­ М. Ю. Лермонтов любил отдыхать на Кавказе, об этом он делится с любителями поэзии. ­ Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера ты   озвучил   бы   это   стихотворение?   Учитывайте   то,   что передать   переживания композитору   помогают   особые   средства   музыкальной выразительности: * тембр; * ритм; * ладовая окраска; * аккомпанемент. эмоциональные   ­ Поэт любуется горным  пейзажем. Выражаются чувства человека  к родной природе…  Стихотворение спокойное,  неторопливое и т.д.  В каждой строке  стихотворения перечисляются  черты красивого горного  пейзажа…  ­ Потому что все строки  подготавливают слушателя к  последней фразе «отдохнешь и  ты»… и т.д. ­ На Кавказе… На Урале и т.д.    Плавной, спокойной, ­ мажорной,   с   ровным   ритмом.   Куплетная форма. Мысли дети записывают  в свои тетрадь.  Слайд 4. ­   На   стихотворение   «Из   Гете»   написали   свои   романсы «Горные   вершины»   два   русских   композитора   ХIХ   в.   – Александр   Егорович   Варламов   и   Антон   Григорьевич Рубинштейн.  Слайд 5. ­ Послушайте эти романсы, похожа ли их музыка на ту,  которая звучит у вас в мыслях?  Слайд 8.  Дискант – высокий детский голос.  Слайд 9. ­ Что такое, по­вашему, романс. Романс – вокальное произведение для голоса с инструментом (гитара   или   ф­но).   В   романсах   раскрываются   чувства человека, его отношение к жизни, к природе.  Слайд 10. Далее я предлагаю  доучить песню о красоте природы России. ­ Как она называется? Какой композитор сочинил музыку? Слайд 11, 12. 4. Этап обобщения и систематизации Слушают   –   «Горные   вершины»   А. Варламова; «Горные вершины» А.   Рубинштейна.   Сравнивание услышанной   музыки   со   своими записями. Дискант. Работа с музыкальным  словарем. Записать новый термин. Вокально­хоровая работа ­  «Моя   Г. Россия»   муз.   сл. Н. Просторовой    Струве, Обеспечить  формирование  целостной системы  новых  знаний  обучающихся. ­ О каком жанре вы углубили свое знание на сегодняшнем уроке? ­ Романс и песня два родственных жанра. В чем заключается их родство? ­ Но есть у этих жанров и отличия. Чем романс отличается от песни, вы увидите, когда заполните таблицу.  (Приложение 2). О романсе. Это жанры вокальной музыки… Если бы не было стихов, не было бы   этих   музыкальных   жанров. Эти   произведения   пишутся   на стихи и т.д. ­ Теперь сравните свои заметки в вашей таблице, с записями на слайде. Выполняют работу в парах. Одни  песню,   другие характеризуют романс. Слайд 13, 14. Сравнительная таблица Песня  Тематика  Форма  Любая тема Куплетная  Исполнители  Аккомпанемент  Характер  Соло, ансамбль, хор Сольный инструмент,  оркестр народных  инструментов,  симфонический оркестр,  эстрадный оркестр и т.д. Любой  Анализируют задание. Таблицу вносят в свою тетрадь. выполненное   О чувствах к природе, к человеку 2­хчастная, 3­хчастная,  куплетная Соло, дуэт Гитара, ф­но Неторопливый, размеренный,  спокойный 5. Этап самоконтроля и самооценки Выявление качества и уровня усвоения  знаний ­ Что вы записали правильно, а в чем ошиблись?  ­ Поставьте «+» перед правильной записью.  Система самооценки:  Четыре  «+» ­ «5»;  Три  «+» ­ «4». Оценивают свою работу 6. Информация о домашнем задании Слайд 13. Вслушайтесь   еще   раз   в   музыку   романсов   А.   Варламова   и   А.   Рубинштейна.   Передайте   в рисунке свое впечатление от одного из романсов.  Обеспечить  понимание  учащимися цели,  содержания и  способах действия Урок № 4 музыка в 5­м классе, Дата ___________                     Тема:       «Фольклор в музыке русских композиторов» «Стучит , гремит Кикимора…» «Что за прелесть эти сказки…» Цель урока: Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний и создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений. Задачи урока: Образовательные: Познакомить   с   термином   «программная   музыка»,   жанром   симфонической   миниатюры,   со   сказочной   картиной А.К.Лядова «Кикимора», с  музыкальным инструментом челеста. Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин». Проследить   единство   и   связи   литературы   и   музыки   на   примере   русского   фольклорного   персонажа   и   его музыкального изображения. Развивающие: Способствовать   развитию   интереса   и   уважения   к   национальному   фольклору   и   русской   классической   музыке. Развивать творческие способности учащихся. Развивать музыкальный кругозор и музыкальную память, вокально­хоровые навыки. Воспитательные: Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору. умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса. Формировать любознательность к музыке         А.К. Лядова. Тип урока: комбинированный Музыкальный материал: Э.Григ «Утро» А. К. Лядов «Кикимора» ­ симфоническая миниатюра. А. К. Лядов «Колыбельная». Ход урока: 1.Организационный момент  Учитель: Сегодня мы совершим сказочное путешествие, чтобы  вы не только получили новые знания, но и  ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями. 2. Актуализация знаний и формулировка темы урока. ­ Как одним словом можно объединить сказки, былины, сказания? (фольклор)  ­ Давайте вспомним, что такое фольклор? Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от   английского слова  ­   folklore — «народная  мудрость».  Русские  композиторы  часто  в своем  творчестве  обращались  к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. ­Итак, исходя из того, о чем мы сказали, попробуйте  самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. Учащиеся: «Фольклор в музыке русских композиторов» 3. Изучение нового материала Знакомство с композитором (презентация по творчеству Лядова) Учитель: Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Сказочные   мотивы   особенно   ярко   проявились   в   его   позднем   творчестве.   Волшебный   мир   сказки вдохновляли   композитора.  Автор  говорил: «Дайте   сказку,  дракона,  русалку, лешего,  дайте  чего  нет, только тогда я счастлив».  Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора».  ­ А вы знаете кто такая Кикимора? Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем, в вашем учебнике найдите иллюстрацию на стр.18  Учитель: В восточнославянской мифологии ­ это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или  маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома  (например, рвёт пряжу). Название «кикимора» ­ сложное слово, вторая часть которого ­ имя злого духа Мары (моры). Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте.   Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.  Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них  недобрая,   вот  и  обходят  люди   десятой  дорогой  царство  кикиморы.  А   она  незваных  гостей   любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.  Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.  Рождаются у кикиморы с лешим детки ­ лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами  помогая родителям заманивать путников в болота.  Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.  Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле  самой печи.  Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных  собирателем фольклора И.Сахаровым.  Работа с учебником (самостоятельно)   Учитель: На  стр.19  учебника   прочтите   самостоятельно   описание   кикиморы   и   постарайтесь   мысленно создать ее образ.. «...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот­Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова­то у неё малым­малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...». ­ Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? ­ Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота­баюна, Кикимору?  Слушание и анализ музыкального произведения. Учитель: ­ Понравилась  ли вам эта сказочная картина?  ­Что именно понравилось вам в музыке?    ­ Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь? ­ Почему? Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки. В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого  есть  определенный сюжет или название, называется программным.  Здесь видно, как литературная основа,  соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни,  а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. ­Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?  Слушание фрагмента, где звучит челеста. Лядов   музыкой   рисует   нам   царство,   в   котором   растет   маленькая   «вреднючка»   ­   волшебное   царство Кудесника   и   наверняка   вы   услышали   незнакомый   инструмент? Это челеста  . (демонстрация   слайда   с изображением челесты) Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем  металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Слушание фрагмента, где звучит колыбельная. Учитель: ­ Что напоминает эта часть музыки? Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок ­ облик самой Кикиморы ­ звучит нежная  колыбельная.  И  вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной ­  её мягко поёт  английский рожок ­ деревянный духовой инструмент похожий на гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик  деревянных духовых. А вот и сама Кикимора. Слушание второй части  картины. Учитель: ­Какая она? Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы ­ скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические   фразы.   Всё   это   создаёт   образ   маленького   злобного   существа,   пронырливого   и   едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы ­ противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты­пикколо.  ­ Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой ­ Кикимора? ­ Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок? 4.  Формирование умений и навыков пения  Разучивание песни:« Колыбельной» А.Лядова. Учитель: ­Какого персонажа изобразил Лядов  в своей «Колыбельной»? Определение характера, настроения, содержания песни. Разучивание мелодии с текстом. 5. Итог урока. Учитель: ­ Что вам наиболее понравилось в нашем путешествии в сказку? ­ С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня? ­ Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали? ­ Кто такая Кикимора? ­ Что такое программная музыка? ­ Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев? ­ Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении? ­ Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать? ­ Какую песню вы сегодня разучили? Учитель: Благодарю вас за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).  Домашнее задание: нарисовать любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке. Литературные  источники: 1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие для учителя. ­  М. :Просвещение, 2012. 2.Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» ­ М. :Просвещение, 2012. 3.Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006. 4.Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5­6 классы. М. :Просвещение, 2014. Урок № 5. Музыка 5 класс, Дата __________ Тема   урока:   Кикимора…» «Что за прелесть эти сказки…»    Фольклор   в   музыке   русских   композиторов»   «Стучит   ,   гремит Цель:  Знакомство с программной инструментальной музыкой и вокальными сочинениями на основе различных литературных  источников (русское народное сказание, сказки разных народов). Задачи урока:  Осознание учащимися еще одного направления связи музыки и литературы;  Углубление знаний о выразительных средствах музыкального языка;  Формирование умений работать индивидуально и в группе, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Вид урока: сообщение, расширение и усвоение новых знаний. Планируемые результаты  изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю —  народная, композиторская. Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор,  экран, музыкальный инструмент ф­но.  Музыкальный материал: «Кикимора». Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.  «Шехеразада». Симфоническая сюита (фрагменты).  Н. Римский­Корсаков. Художественный материал: И.Я. Билибин «Кикимора» Ход урока. I. Организационная часть. Музыкальное приветствие. II. Основная часть. Проверка домашнего задания. Вступительная беседа: На прошлом уроке вы знакомились с русским композитором Анатолием Лядовым, что вы о нем можете рассказать? Ученик композитора-сказочника Н. Римского-Корсакова. Творчество Лядова невелико по объему, но трех оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок и «Восьми русских народных песен» для оркестра оказалось достаточно, чтобы прославить его имя. Родился в Петербурге. Отец Лядова, дирижёр Мариинского театра, стал его первым учителем музыки. В 23 года Лядов закончил Петербургскую консерваторию - ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Тогда же Лядов начал преподавать в Петербургской консерватории. 2. Формулирование темы урока. - Откройте учебник на странице 20 и прочтите тему сегодняшнего урока. Сегодня мы поговорим на тему: «Что за прелесть эти сказки». 3. Работа над новым материалом. - Давайте вспомним, что такое фольклор? Ответы уч-ся: Фольклор – это народное творчество, зародившееся глубоко в древности. - Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Это источник национальных художественных традиций. Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе Лядове. Ведь основу его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. Как вы думаете, что такое симфоническая миниатюра? Ответы уч-ся: это небольшое произведение. Правильно, запишите определения: Симфоническая миниатюра - жанр программной симфонической музыки небольшого размера. Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ. Ребята, а кто из вас знает кто такая Кикимора? (ответы уч-ся) Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. Именно это сказание русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым, стало литературной основой народного сказания для оркестра, симфонической миниатюры "Кикиморы" А. К. Лядова. А вот такой Кикимору изобразил русский художник и иллюстратор И.Я. Билибин. Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, в Петербурге. Послушайте и определите характер музыки. Слушание «Кикимора» А. Лядов. Ответы уч-ся: Музыка очень разнохарактерная. То она нежная напевная, сонная, плавная, колыбельная, то резкая, крикливая, беспокойная, стремительная, бушующая. Анализ произведения. Это произведение - программное. В основе произведения лежит народное сказание. И здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия - волшебное царство Кудесника, "хрустальную колыбельку"- (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент типа гобоя и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых. После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.   Что за прелесть эти сказки… (Слайд 11) Великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь» сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» 1888 году. Запишите определение, что такое симфоническая сюита: Сюита ­ музыкальное произведение состоящая из нескольких самостоятельных контрастных  частей,  объединённых общим замыслом. Композитор предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». Симфоническая сюита «Шехеразада» состоит из 4-х частей, они называются 1.  «Море и Синдбадов корабль» 2. «Рассказ царевича Календера»     3. «Царевич и царевна»     4. «Праздник в Багдаде»    Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью. Послушайте и проанализируйте музыку 4-й части. Слушание 4-ой части симфонической сюиты. темпераментная, танцевальная и т.д. Ответы уч-ся: музыка стремительная, взволнованная, энергичная, Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического рисунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника. IV. Подведение итогов. Урок № 6, 5 класс , Дата _________  Тема : Жанры инструментальной и  вокальной  музыки. Песнь моя летит с мольбою.  Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки. Цель: углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки. Задачи: ­ показать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; ­ познакомить с понятием «баркарола», как жанром вокальной и фортепианной музыки; ­ развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.  Музыкальный материал: «Вокализ» С. Рахманинова, «Романс» к повести А. Пушкина «Метель» Г.  Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина, «Песня венецианского гондольера» Мендельсона,  «Венецианская ночь» М. Глинки, «Баркарола» Ф. Шуберта.   ХОД УРОКА I этап. Организационный момент. 1 слайд Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит так: «Мелодией одной звучат печаль и радость…» И сегодня мы продолжим разговор о жанрах вокальной и инструментальной музыки.   2 слайд Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в  которой голос главенствует или равноправен  с инструментами, с сопровождением или a  cappella.        По­другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.  ­ Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера) ­ С произведением, которое я предложу вам прослушать, вы знакомились в начальной школе. Узнаёте его?  3 слайд СЛУШАНИЕ: «Романса» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова  ­ Что это было за произведение? Кто автор? Правильно, это произведение Свиридов написал в форме романса. Давайте вспомним понятие РОМАНСА. 4 слайд РОМАНС — это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания.  ­ Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к  жанру инструментальной музыки)  Действительно: форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов») III этап урока. Изучение нового материала. Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром музыки без слов. Это жанр вокальной музыки –  ВОКАЛИЗ. Слайд 5 СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С. Рахманинова  Какое настроение создаёт это произведение у слушателей?  Что необычного вы услышите в исполнение этого произедения?  Что же такое вокализ? (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — музыкальное произведение для голоса без слов. Вокал зии Слайд 6 Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова ­ Что общего у этих произведений? (Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. «Вокализ»  пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его  с лирической народной песней. Более открытое проявление чувства в «Романсе» Свиридова приближает его звучание к городскому  романсу. ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и  охватывают сферу чувств человека) Слайд 7 Феликс Мендельсон немецкий композитор XIX века впервые применил название «песня без слов», написав  цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. Произведение, с которым мы познакомимся сейчас, относится к жанру и вокальной и инструментальной  музыки. Это БАРКАРОЛА. (красивое итальянское слово) В мире музыки существуют ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ баркаролы. СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» (гондольеры — это лодочники, гребцы) Ф. Мендельсона ­ К какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная) ­ Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов? Почему? Д.З. ­ записать в тетрадь Что такое баркарола? Разучивание песни Кораблик детства. № урока 7 , класс 5 , Дата_______Тема урока: «Вторая жизнь песни». Живительный  родник творчества. Цель:  Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни. Задачи урока:     Осмысление народных истоков профессиональной музыки; Знакомство  с современной интерпретацией  классической музыки; Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства; Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Вид урока: расширение и усвоение новых знаний. Планируемые результаты  изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон.   Музыкальный   материал:  «Камаринская»     рус.   нар.   п.,   «Камаринская»   П.   Чайковский,   «Симфония   №4»,   П.И. Чайковский, «Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков. Ход урока. I. Организационная часть. Музыкальное приветствие.          II.    Основная часть. 1. Актуализация знаний Повторить   основные   моменты   предыдущего   урока,   с   творчеством   каких   композиторов   мы знакомились?  Дать определения: песня без слов, баркарола, Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера.  Баркарола ­ песня на воде. Вступительная беседа. Только в 18  веке впервые стали изучать и записывать народную  песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.               А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?             Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно   обращались   и   обращаются   композиторы,   подобно   тому,   как   писатели   и   поэты   пользуются богатствами народной речи. Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные   типы   обработок.   Давайте   вспомним,   как   называется   музыкальная   форма,   когда   звучит   тема   с изменениями? Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации. 2. Формулирование темы урока. ­ Сформулируйте   тему сегодняшнего урока. ­ Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.  ­ Сегодня мы поговорим на тему:  «Вторая жизнь песни».  ­ Исходя из темы, определите цель нашего урока. Ответы детей:  Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен. Планирование деятельности. ­ А теперь давайте составим план, работы на уроке.  Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?   Послушать произведения П. Чайковского; Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях; II. Работа над новым материалом. Вот   что   говорил     о   значении   народного   творчества   С.   Рахманинов:  «Разнообразие   народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». К народной  песне  обращались  композиторы  разных  поколений.  Включая  народные  напевы  в  свои крупные инструментальные  произведения, композиторы давали им вторую жизнь.                Давайте   послушаем   песню,   разберем   характер   и   вспомним     отличительные   черты   народной   от композиторской. 1. Русская народная песня «Камаринская» (ответы уч­ся) Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним. Задание 1, 2.  Послушать произведения П. Чайковского. 2. «Камаринская» П. Чайковский. 3. «Камаринская» Глинка  (ответы уч­ся) ­ А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни? ­ Давайте  послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал? 4. «Концерт №1» П. Чайковский. (ответы уч­ся) Охарактеризуйте это произведение.  Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении? 5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский. 6. Народная «Во поле березка стояла» (ответы уч­ся) ­ Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке? (ответы уч­ся) ­ Какой вывод можно сделать? ­ Песням композитор дал вторую жизнь. М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы,  художники,  только её аранжируем».   Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский­Корсаков   В своих симфонических   произведениях   и   операх,   композитор   использует   мелодии   разного   характера.   Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» . 7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане» 8. «Во саду ли в огороде» народная. Николай Андреевич Римский­Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский­Корсаков — композитор­сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народный фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы? (ответы уч­ся) Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». 9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа ­ маледа"; "Ой, честная масленица". 10.  Проводы Масленицы «А мы просо сеяли» Беседа по характеру. Какой можно сделать вывод? Вывод:  Народная песня помогла создать картину народного праздника. IV. Подведение итогов. ­ Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? ­ Что самое главное необходимо запомнить с урока? Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка). № урока 8, класс 5, Дата________ Тема: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины». Цель   урока:  Показать   взаимосвязь   музыки   и   литературы   на   примере   рассказов   В.М.   Шукшина   и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны». Задачи урока:  Образовательные:  1. Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны». 2. Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония­действо» на основе изучения  произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина. 3. Помочь раскрыть взаимосвязь  единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и  В. М. Шукшина.        Воспитательные: 1. Воспитывать   уважение   к   Отечеству   через   освоение   художественно­эстетических,   духовно­нравственных   ценностей отечественной культуры.  Развивающие: 1. Продолжать   развивать   культуру   слушания   музыки,   музыкальное   восприятие,   умение   анализировать,   аргументировано высказывать свое мнение. 2. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности «Родина… Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.» В.М.Шукшин Ход урока: Вход детей  под музыку песни «С чего начинается Родина?». Учитель приветствует детей Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных  произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю послушать вам песню. (Звучит песня «Колокола России» +видеоролик) Учитель: Ребята, а как вы думаете,  о чем пойдет речь сегодня на уроке? Объявляет тему урока    . Учитель:  Сегодня мы   познакомимся с музыкальным произведением, где отражается   характер русского человека, его любовь и преданность Родине. Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны»».     Слайд  1 .    Учитель: А что мы называем Родиной? (ответы детей) Молодцы, спасибо. Учитель:   Любовь к родному краю и родной культуре,  родному селу или городу начинается с малого ­ с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране ­ к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.  Послушаем стихотворение «Россия», которое подготовили ваши одноклассники. Россия Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. Озёрный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит. В земле твоей богатств поток неиссякаем, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит.      Ираида Мордовина Слайд _2.    Толковый словарь русского языка  С.И Ожегова   Родина ­ место, страна, где человек родился.       Учитель:  Каждый человек воспринимает родину по своему:  для кого­то это бескрайние цветущие поля, для кого то это опустевшие деревни с покосившимися,  а порой полуразвалившимися домиками.  Вот так  говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся: Слайд _3. Кто такой Василий Шукшин? Учитель:  Шукшин  воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. В них дано ёмкое описание советской деревни.  Учитель:  Сегодня   мы   также   познакомимся   с   музыкальным   произведением   Валерия   Александровича Гаврилина. Валерий   Александрович   Гаврилин,    вдохновленный   творчеством   Шукшина,   создал   самое   крупное   и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию­действо. И вот к этому сочинению   в   подзаголовке   он     написал:   «По   прочтении   Василия   Шукшина».   Именно   работа   над произведениями  Шукшина, в том числе над рассказом  «Слово о малой родине»,  дала толчок для появления «Перезвонов».  Таким   образом,   основой   вокального   произведения   становится   проза.   Свою   родословную симфония­действо «Перезвоны» ведёт от древней традиции колокольности в русской музыке. Появивщись в 70­е годы XX века, герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ России. Учитель: Давайте определим, что такое симфиния­действо, а что программная симфония.  Слайд  4. Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.  Симфония­действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально­поэтического театра.  Учитель:  Все   произведение   пронизывает   колокольный   звон   –   здесь   он   одновременно   и   символ   часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что   это   действо   написано   почти   исключительно   для   хора   без   сопровождения.     Хор   в   «Перезвонах» одновременно   солирует   и   исполняет   функцию   инструментального   аккомпанемента,   декламирует   текст, скандирует отдельные слова. Исполняет произведение Певческая Капелла. Учитель:  Значение слова «Капелла» я предлагаю посмотреть вам в словаре. Дети находят и зачитывают определение: по Ожегову: Капелла ­ Большая музыкальная группа исполнителей ­ хор в сочетании с оркестром. по Ефремовой:  Капелла ­ Хор певчих, а с XVIII в. ­ смешанный   ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.  по словарю Даля:  Хор певчих или музыкантов. Учитель:  Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии­действа  В.Гаврилина. Слайд  5.   Сегодня мы  послушаем фрагменты трех  частей данной симфонии  и  постараемся  определить,  какое из высказываний   легло   в   основу   каждой   части   симфонии.   Свой   выбор   объяснить.   А   поможет   вам   в   этом подсказка, которая находится на столе: карточка, где указаны средства музыкальной выразительности.   3 минуты на самостоятельную работу. (слушают)  Разбор, анализ. Учитель:    То,   что   музыка   связана   с   литературой   мы   с   вами   доказали.   А   вот   есть   ли   связь   музыки   с живописью? Ответ детей.  Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины  и  определить, с какой частью симфонии­действа их можно сопоставить?  Слайд   _6.   (смотрим картины подбираем музыку) П. Джогин «На Валааме» Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник» И. Левитан «Над вечным покоем» А. Израйлян «Утро» Учитель: Пожалуйста, аргументируйте свой выбор. Ответы детей. Учитель: Что олицетворяет колокол в части «Молитва»? (душу). Как порою хочется послушать Песню моей родины без слов. Звук, который так волнует душу ­ Светлый перезвон колоколов. И укрытый в утреннем тумане Чуть заметный свет её берёз Волновать меня не перестанет, Душу с детства трогает до слёз. Звон колоколов моей России, Нет его мне ближе и родней, Сердце растревожил ностальгией По далёкой родине моей. На земле на этой мы не вечны. И когда закончу свои дни, Освещая путь мой в бесконечность, Ты и для меня перезвони… Господи, позволь ещё послушать Эту песню родины без слов. Звук, который так волнует душу ­ Дальний перезвон колоколов… Слайд  7. Учитель:  Колокол   –   это   один   из   символов   Руси,   её   силы,   веры   в   будущее   и   памяти   о   прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый абзац в учебнике на странице 30. Работа с учебником. Колокольный  звон…  Им  встречали  воинов­победителей,  оповещали   о народном  собрании (вече);     пожаре,   нашествии врагов,   церковном празднике. Под звуки   заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники. Учитель:  Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни.   Дарит   радость,   своей   музыкой   переворачивает   сердца,   очищает   их   от   злобы,   ненависти.   Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины.  Вывод Во всех отрывках симфонии­действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Что в текстах В.Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, в восторге или в печали?   «Душа». Учитель:    Что нового вы узнали?  С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?   Что это за произведения?  Как они взаимосвязаны?  Если не было бы рассказов Шукшина, появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина? Ответы детей. Учитель: А что такое малая родина для вас? (Ответы детей) Конечно же, для каждого из нас нашей родиной является Хабаровский край.   Учитель: Мы   сегодня   познакомились   с   творчеством   Василия   Шукшина   и     Валерия Гаврилина.   Увидели   тесную   взаимосвязь   литературы   и   музыки.     А   также   постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке. Учитель: Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком и исполнить песню «Родина одна». Исполнение песни «Родина одна». № УРОКА 9, Класс: 5, ДАТА___________ Тема урока: Всю жизнь мою несу Родину в душе…«Перезвоны» СКАЖИ ОТКУДА ТЫ ПРИХОДИШЬ  КРАСОТА… Цель урока: создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно­познавательных компетенций учащихся. Музыкальный материал: В. А. Гаврилин симфония­действо «Перезвоны» части: «Молитва», «Вечерняя музыка», звон в ростовской  традиции, песня  «Родина» , концерт № 2 С. Рахманинова, вступление. Этапы Активизация  внимания Постановка  проблемы. Актуализация  знаний Содержание деятельности учителя Звучит звон в ростовской традиции Деятельность обучающихся Эмоционально­образный настрой к уроку Скажите, какие звуки открыли наш урок? Какие разновидности колокольных звонов вы знаете?  (На сегодняшний день в христианском мире  существуют три разновидности колокольного звона:  православный, католический и карильонный.  Православный звон – это динамичная музыка, в  которой используются различные тембры. В  католических храмах звучат одиночные или двойные  Размышляют, анализируют, высказывают свое  отношение к музыке. Введение в тему  урока Совместное  открытие новых  знаний удары колокола. Карильонный звон исполняется по  нотам. В этом случае используется клавишное  устройство, которое приводит в движение языки  колоколов.)  Какие жизненные события связаны со звучанием  колоколов?  (стр.30 учебника) Люди всегда с большим уважением и любовью  относились к колоколам. Послушайте, как это сказано  в стихотворении: «  …Жива святая Русь, жива Россия… Горят её, сияют купола,  От моря и до моря С новой силой Звонят, звонят её колокола». Давайте выделим одной чертой главные слова по  смыслу, слова связанные с музыкой. Отражение смысла этих строк  мы сможем услышать в  следующем музыкальном произведением. Попробуйте  определить, что за произведение будет сейчас  звучать? Просмотр видео «Молитва» В. Гаврилина. Как вы думаете как называется это произведение? Какие средства музыкальной выразительности  использует композитор в этом произведении? Какой музыкальный жанр вы увидели? Это был номер «Молитва» из крупного Отвечают на  вопросы: произведения «Перезвоны». «Перезвоны» ­ так назвал  симфонию­действо, произведение для солистов, хора и  ударных инструментов, современный композитор В.  Гаврилин Давайте подробнее познакомимся с творчеством этого  композитора. Предлагаю прочитать отрывки из писем­ воспоминаний и найти, выделить основную идею  творчества В. Гаврилина «Вечерняя музыка» ­ следующий номер симфонии­ действо. Давайте попробуем представить, какую музыку мог  услышать и записать композитор. Просмотр видео. Слушание Какие же вопросы поднимает симфония­действо  «Перезвоны»? Слушание:  концерт № 2 С.  Рахманинова,  вступление. Задание классу: Нарисуй образ­ символ «Моя  Родина – это …» На фоне музыки  концерта № 2 Вокально­ хоровая работа (Слушание главной темы концерта № 2) Беседа с уч­ся: – Какое чувство вызывает у Вас эта музыка? – Что переживает композитор? – Что его волнует? Вывод учителя: Человек не может долго жить вдали  от своей Родины. Даже если он уехал на время, то  мысли его вновь и вновь будут возвращаться к дому, к  родным (дети показывают всем свои работы, учитель  дает оценку) – Молодцы! Спасибо Вам за откровения, за Ваши  чувства. Знакомы вам эти пейзажи? А что такое малая родина для вас? Различают особенности русской музыкальной  культуры. «Молитва» ­ строится на речитативе, фоном которого  служит звучание хора без слов (вокализ), звуки  колокола передают сдержанность чувств.  Состояние души молящегося человека:  сосредоточенность мысли, эмоциональная  уравновешенность, искренность высказываний,  голос­бас. Зачитывают  строки из жизни­биографии В.  Гаврилина. Дети размышляют и предполагают, что они  смогут услышать. Отвечают на вопросы: о сохранности души; ­ о любви к Родине; ­ изображаются картины народной жизни, как  символ колокольного звона, откликающегося  на важные события. Слушание главной темы концерта № 2. Дети рисуют образ­символ Родины, учитель  рисует на доске вместе с детьми Вокальное исполнение произведения. Коллективно­исполнительская деятельность. Подведение  итогов Рефлексия Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком Что нового вы узнали? С произведениями, какого композитора и писателя мы  познакомились? Что это за произведения? Что общего в произведении Гаврилина и рассказе  Шукшина? Составление синквейна Ребята, а кто обратил внимание, что я сегодня в начале  урока не обозначила тему урока? Как вы думаете как она звучит? Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый  светлый колокольчик. Уходя, позвоните, если вам  светло и радостно в колокольчик. Отвечают на вопросы: Симфония­действо В. Гаврилин, В. Шукшин «Перезвоны» Рассказ о родине Любовь к родине Всю жизнь мою несу родину в душе Звонят в колокольчики

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Конспект урока по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018