Конспект урока по теме: ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ?(4 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по теме: ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ?(4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
07.02.2019
Конспект урока по теме: ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ?(4 класс)
Урок 5 ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ? Цель: повторить изученное о речи, её видах, развивать умения правильно выражать свои мысли. Планируемые результаты: Учащиеся должны: - уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации; - знать этикетные правила написания письма; - уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги; - уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо
русский.docx

Урок 5
Все ли ты помнишь о речи?

Цель: повторить изученное о речи, её видах, развивать умения правильно выражать свои мысли.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы поработали дома в роли учителей. Какие же ошибки вы обнаружили в тексте? (Дети называют слова, в которых допущены ошибки, и объясняют их правописание.)

– Какие встретились предложения по интонации? (Дети объясняют постановку знаков в конце предложения.)

– Чем воспользовался рассказчик, чтобы донести информацию? (Речью.)

III. Повторение речевых вопросов.

1. Работа со схемой на с. 10 учебника.

– Как прочитать эту схему? (Когда один человек обращается к другому или к другим людям с помощью слов, возникает речь.)

2. Знакомство со сказкой «Вежливый кролик».

– К речи предъявляются определенные требования. Я прочитаю сказку, а вы подумайте, о каком требовании к речи я хотела вам напомнить.

Жил-был Кролик, очень скромный. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалась стащить курицу со двора, и она была голодна и сердита.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность – в пещере жила Змея.

Кролик был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик сказал:

– Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

– Входите, входите! – ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело.

– Простите, что побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! – И бросился бежать со всех ног.

Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никогда никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не ответила! Ох уж эти мне вежливые кролики!

– Так какое же требование к речи хорошо усвоил Кролик? (Речь должна быть вежливой.)

– Какие еще требования к речи вы помните? (Речь должна быть правильная и понятная.)

3. Работа с упражнением 17.

– Выполнили или нет главные требования к речи те, кому принадлежат слова?

– Какое требование нарушено в первом высказывании?

– Как бы вы изменили просьбу? (Помоги мне, пожалуйста, надеть рюкзак!)

– Какое требование нарушено во втором случае?

– Какую часть речи необходимо заменить, чтобы стало понятно, о ком говорится?

– Какие орфографические ошибки вы обнаружили в речи?

– Запишите высказывания, учитывая исправленные в речи ошибки.

4. Разгадывание кроссворда из упражнения 19 (тетрадь-задачник).

– Что такое кроссворд?

– Кроссворд из упражнения 19 поможет нам вспомнить названия всех освоенных жанров. (Под руководством учителя дети разгадывают кроссворд.)

– Какие жанры используются только в письменной речи, а какие могут быть устными?

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

И скорей за парту – плюх!

– К какому жанру вы отнесете весёлые строчки о гусаке?

5. Работа с упражнением 21.

– Прочитайте два текста, предложенные в упражнении.

– К какому жанру их можно отнести?

– Определите, какой из текстов повествование, а какой – описание предмета. Для этого воспользуйтесь подсказкой на с. 4.

– Найдите в отрывках предложение со значением оценки.

– Если сказанное в текстах снять на плёнку, то для какого понадобится сделать целый кадр? Почему?

– Сколько кадров потребуется сделать для другого текста?

– Какие слова не удастся передать на плёнке? Почему?

– Спишите первый отрывок, письменно доказывая выбор букв.

(После выполнения задания проверка проводится устно.)

– Как можно озаглавить текст?

– Заголовок выбран по теме или главной мысли?

6. Работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы о словах, речи, языке. Как вы понимаете их значения?

– Распредели пословицы по группам:

СЛОВО:

1) сообщает;

2) обогащает;

3) воспитывает;

4) влияет;

5) помогает;

6) успокаивает.

Кто говорит, тот сеет: кто слушает – собирает.

·   Не пройми копьем, пройми языком!

·   Слово горы ворочает.

·   Язык до Киева доведет.

·   В чужой беседе всяк ума купит.

·   Слово пуще стрелы разит.

·   С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.

·   Доброе слово сказать – посошок в руку дать.

·   Доброе слово человеку что дождь в засуху.

(Номер группы записывается в кружок возле пословицы. Задание выполняется под руководством учителя.)

IV. Итог урока.

– Какие виды речи вы знаете? (Картинная, деловая, устная, письменная.)

– Какие требования предъявляются к любому высказыванию?

Домашнее задание: упражнение 23.


 

Урок 5 Все ли ты помнишь о речи?

Урок 5 Все ли ты помнишь о речи?

Змея же свернулась в клубок и проворчала: –

Змея же свернулась в клубок и проворчала: –

Какие слова не удастся передать на плёнке?

Какие слова не удастся передать на плёнке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019