У р о к 93.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕЛИЧИН:
СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ
Цели: познакомить учащихся с соотношениями между различными единицами измерения скорости; рассмотреть правило нахождения времени движения по известной скорости и расстоянию; учить решать задачи на движение; развивать умение переводить скорость в другие единицы измерения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 93.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕЛИЧИН:
СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ
Цели: познакомить учащихся с соотношениями между различными
единицами измерения скорости; рассмотреть правило нахождения времени
движения по известной скорости и расстоянию; учить решать задачи на
движение; развивать умение переводить скорость в другие единицы
измерения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 385.
– Объясните, что обозначают выражения:
60 4
60 4
70 2
65 3
70 2
65 3
81 7
III. Устный счет.З а д а н и я:
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
а) Запишите число, в котором 9 единиц первого класса и столько же единиц
второго класса.
б) Сколько всего сотен в числе 4705; 14803?
в) Сколько всего десятков в числе 3007; 52320?
г) Запишите все пятизначные числа, больше данного числа 99997.
д) Уменьшите в три раза сумму чисел 80 и 40.
е) Запишите число, которое содержит 26 тысяч и 26 единиц.
ж) Сколько метров в 7 км?
з) Сколько секунд в 20 минутах?
и) Во сколько раз 2 часа больше 10 минут?
к) Представьте число 180 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых
больше второго в 2 раза.
2. Решите задачи.
а) Черепаха двигалась со скоростью 5 м/мин. Какое расстояние прошла она
за 3 мин?
б) Слон двигался со скоростью 100 м/мин. Какое расстояние он прошел за
10 мин?
– Рассмотрите таблицу и объясните, как можно найти расстояние, если
известны скорость и время движения:
Скорость
5 м/мин
100 м/мин
Время
3 мин
10 мин
Расстояние
?
?
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
– Проанализируйте ряд величин, записанных на доске. Найдите лишнюю
величину.
а) 15 км, 15 ч, 15 м, 15 см, 15 дм.
б) 15 км/ч, 25 км/ч, 35 км/мин, 45 км/ч, 55 км/ч.
– Что надо сделать, чтобы во втором ряду не было лишней величины?
О т в е т: 35 км/мин выразить в км/ч.
– Как будете рассуждать?
Учащиеся (рассуждают). Мы знаем, что 1 час в 60 раз больше, чем 1
минута. Поэтому нужно 35 ∙ 60, и мы узнаем, какова скорость в км/ч: 35 ∙
60 = 2100 (км/ч).
– Решите задачу.Аист может лететь со скоростью 600 м/мин. Какое расстояние он пролетит
за 1 секунду?
О т в е т: мы знаем, что 1 секунда в 60 раз меньше, чем 1 минута. Значит,
нужно 600 : 60, и мы узнаем скорость полета аиста в м/с.
600 м/мин = 10 (м/с).
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 386.
– Прочитайте задачу.
– Можно сразу ответить на вопрос, если скорости движения поезда и
самолета выражены в разных единицах?
– Как выразить 15 км/мин в единицах км/ч?
О т в е т: 15 ∙ 60 = 900, значит, 15 км/мин = 900 км/ч.
– Сравните свой ответ с рассуждениями Миши и Маши.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 387.
– Прочитайте задачу.
– Покажите на схеме известные величины и вопрос.
– Можно сразу ответить на вопрос задачи?
– Как узнать скорость ураганного ветра?
О т в е т: 5 ∙ 7 = 35 м/с.
– Как выразить скорость штормового ветра в единицах м/с?
О т в е т: мы знаем, что 1 секунда в 60 раз меньше, чем 1 минута. Значит,
надо 1440 : 60. Получим, 1440 м/мин = 24 м/с.
– На сколько скорость ураганного ветра больше скорости штормового
ветра?
О т в е т: 35 – 24 = 11 (м/с).
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 388.
– Заполните таблицу и самостоятельно решите задачу.
Скорость
9 км/ч
Время
3 ч
Расстояние
?
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.– Как найти расстояние, зная скорость и время?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 389.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
Скорость
50 м/мин
4 км/ч
Время
Расстояние
?
?
12 км
12 км
– Самостоятельно решите задачу.
Учитель наблюдает за работой учащихся.
Варианты решений выносятся на доску и обсуждаются.
– Как узнать время движения?
Чтобы узнать время движения, нужно расстояние
разделить на скорость.
– Каково время движения второго пешехода?
О т в е т: 12 : 4 = 3 (ч).
– Каково время движения первого пешехода?
– Как рассуждали?
Учащиеся (рассуждают). Нужно скорость первого пешехода выразить в
других единицах.
Мы знаем, что 1 час = 60 мин. Значит, за 1 час пешеход пройдет расстояние
в 60 раз больше, чем 50 метров. 50 ∙ 60 = 3000 (м/ч).
Мы знаем, что 1 км = 1000 м. Значит, 3 км = 3000 м.
Отсюда скорость первого пешехода равна 3 км/ч.
Теперь можем найти время движения первого пешехода:
12 : 3 = 4 (ч).
Возможно, ктото из учащихся предложит д р у г о й в а р и а н т
рассуждений. Необходимо рассмотреть и этот способ действий: 12 км = 12000
м. Можем найти время движения в минутах:
12000 : 50 = 240 (мин). Знаем, что 60 мин = 1 час. Получаем: 240 мин = 4 ч.
Значит, время движения первого пешехода – 4 ч.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 390.
– Заполните таблицу и самостоятельно решите задачу:Скорость
12 км/ч
Время
Расстояние
?
36 км
– Как найти время, зная скорость и расстояние?
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 391.
– Заполните таблицу:
Скорость
?
?
?
Время
16 с
15 с
18 с
Расстояние
100 м
100 м
100 м
– Решение задачи запишите выражениями:
100 : 16 – скорость Коли;
100 : 15 – скорость Бори;
100 : 18 – скорость Вовы.
В ы в о д: чем больше времени нужно на прохождение одного и того же
расстояния, тем скорость меньше.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 392; тетрадь с печатной основой № 2 (задания №
28, 29).