Урок 150
ЗНАЕШЬ ЛИ, КАК ПРАВИЛЬНО?
Цель: повторить вопросы культуры речи, ее правильности.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 150
ЗНАЕШЬ ЛИ, КАК ПРАВИЛЬНО?
Ц е л ь : повторить вопросы культуры речи, ее правильности.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
1. « Б л и ц о п р о с » .
– Когда употребляется глагол ОДЕТЬ, а когда глагол НАДЕТЬ?
– Составьте предложение с каждым из глаголов.
– Составьте предложение со словом ЛОБ, употребив его в форме
предложного падежа единственного числа.
– Составьте предложение, употребив слово ВРЕМЯ в форме родительного
падежа множественного числа.
– Какие окончания в именительном падеже множественного числа обычно
имеют слова среднего рода?
– Приведите примеры.
– Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:
брюки, колготки, блюдца, апельсины, дупла, колеса, волосы.
2. У п р а ж н е н и е 609.
– Перечислите названия больших городов, крупных рек.
– Нам нужно составить словосочетания, используя в первой строке
названия городов, во второй строке – названия рек. Имена собственные
должны относиться к разным склонениям.
– Прочитайте предложенные глаголы.
– О каком правиле речи необходимо вспомнить?
– Дополните схему.
ПРЕДЛОГ УПОТРЕБЛЯЙ ПРАВИЛЬНО
куда?
. . .
откуда?
. . .. . .
. . .
– Составьте предложения с одной из пар словосочетаний с союзом а.
– Какое предложение получилось?
– Что соединяет запятая перед союзом?
– Подчеркните главные члены предложения.
3. У п р а ж н е н и е 610.
– Исправьте ошибки в речи малышей.
– Какие секреты русского языка они не знают?
4. У п р а ж н е н и е 611.
(Коллективно по заданию учебника.)
Влез кулик молодой
На колоду –
Бултых в воду!
Вынырнул.
Вымок.
Вылез.
Высох.
Влез на колоду –
И снова в воду!
Совсем кулик
Головой поник…
Да вспомнил кулик молодой,
Что у него крылья за спиной,
И полетел!
(Дети выполняют приседания, вытягивают руки вверх, в стороны,
встряхивают ими, прыгают на месте, «летят» (машут руками) под хлопки
учителя.)
5. У п р а ж н е н и е 612.
– В каком падеже вы употребили словосочетание в первом предложении?
– В каком падеже во втором предложении?
– Объясните правописание безударных окончаний имен в третьем и
четвертом предложениях.
6. У п р а ж н е н и е 613.
– Прочитайте. Какие речевые ошибки допустили школьники?
– Поработайте в парах, объясняя по очереди грамотное употребление слов
в русском языке.
– Что вы посоветуете ребятам, допустившим такие ошибки?III. Самостоятельная работа.
– Запишите, выбирая правильную форму существительных множественного
числа.
Сколько свободного (время) у тебя сегодня?
У девочки на (волосы) прикреплены банты.
Мама купила пару (колготки, носки, чулки).
В (дупла) живут маленькие белки.
Завтра у меня много (дела).
Очень хочется дождаться (каникулы).
В небе промчалась пара (облака).
IV. Итог урока.
– С какими трудностями русского языка мы сегодня столкнулись?
Домашнее задание: упражнение 614.