У р о к 42.
АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО,
ЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Цели: продолжить работу по формированию навыка письменного умножения на двузначное число; повторить порядок выполнения действий в выражении, смысл умножения; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 42.
АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО,
ЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Цели: продолжить работу по формированию навыка письменного
умножения на двузначное число; повторить порядок выполнения действий в
выражении, смысл умножения; совершенствовать вычислительные навыки;
развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а ч а № 534.
– Выберите схему, которая соответствует данной задаче.
а)
б)
– Какое выражение является решением задачи?
18 : 3
18 2
18 3
III. Устный счет.
1. И г р а «Распутай клубок»:а) Δ – = 760
: = 30
∙ 15 = 120
б) + Δ =
Δ : 9 =
∙ 8 = 96
в) 786 – Δ =
– = 30
∙ 15 = 450
2). Поставьте вместо точек цифры:
ggggg
gggg
gggggg
ggggg
gggggg
ggggggg
– В каком разряде в обоих выражениях должна быть одинаковая
цифра?
gggg
gggg
gggggg
О т в е т:
3. Вычислите значения выражений:
9
ggggg
ggggg
9
ggggggg
(6400 – 800) : 8
6400 – 800 : 8
8100 : 90 – 60
8100 : (90 – 60)
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 147.
– Какие действия в выражениях выполняются первыми?
– Сравните записи в скобках во всех выражениях. Что их объединяет?
(Многозначные числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых.)
– Вычислите значение произведений.
1 2 3
а) (9000 + 6000 + 2) ∙ 43 = 9602 ∙ 43 = 412886.
9602
43
28806
38 408
41 2 886
Аналогично учащиеся выполняют задание дальше у доски с
объяснением.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 148 (а, б, в, г).
– Прочитайте задание.
– Сравните каждую пару выражений: чем похожи и чем различны?
(Первый множитель в каждой паре одинаков, второй различен.)
– Чему равен первый множитель в первой паре выражений? (650.)
– Сколько раз он повторяется в первом множителе? (37.)– А во втором? (39.)
– На сколько раз больше? (На 2 раза больше.)
– На сколько значение второго выражения будет больше первого? (650
∙ 2 = 1300; на 1300.)
– Проверим ответ вычислениями:
650
37
455
195
24050
650
39
585
195
25350
25350
24050
1300
Вторую пару выражений учащиеся сравнивают с объяснением у доски, а
задание № 148 (в, г) выполняют самостоятельно.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. И г р а «Догадайся».
– Как можно быстро найти результат умножения:
а) любого двузначного числа на 99;
б) любого трехзначного числа на 99;
в) любого четырехзначного числа на 99?
∙ 99
∙ 99
∙ 99
Учащиеся устанавливают общую з а к о н о м е р н о с т ь для всех
случаев: указанное число нужно умножить на 100 (то есть приписать к
нему два нуля) и из полученного результата вычесть данное число,
которое может
двузначным, трехзначным,
четырехзначным и др. (Учащиеся повторяют смысл умножения и
упражняются в вычитании многозначных чисел.)
любым:
быть
З а п и с и:
26 99
26 100
2574
2574
26
1
и т. д.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 149 (а, б).
Учащиеся работают самостоятельно. Двое учеников выполняют
задание на закрытой части доски.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 535.
– Что известно в задаче?
– Что требуется найти?
– Выполните схему к данной задаче.
– Как узнать, в скольких коробках находится 21 кг пряников?
– Как узнать, сколько килограммов пряников в одной коробке?
– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) 21 : (7 + 4) б) 21 : (7 – 4)
VI. Итог урока.
Домашние задание: № 148 (д, е), № 149 (в); тетрадь с печатной основой
№ 1 (задание № 94).