Урок 18
АНАЛИЗ ДИКТАНТА И РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Цель: обобщить полученные знания, анализировать ошибки, допущенные в диктанте и при выполнении грамматического задания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 18
АНАЛИЗ ДИКТАНТА И РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Ц е л ь : обобщить полученные знания, анализировать ошибки, допущенные
в диктанте и при выполнении грамматического задания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
1. П р а в о п и с а н и е безударных гласных в корне слова, проверяемых
ударением.
нору
заглянули
на холме
в тени
сидит
отгоняет
смешные
еловые
скользят
когтями
зверек
повернулся
побежал
голову
смогла
– Что объединяет все эти слова? (Орфограмма.)
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Подберите (устно) к каждому слову проверочное.
– Запишите по одному родственному слову к каждому из данных также с
безударной гласной в корне.
– Выделите орфограмму.
2. П р а в о п и с а н и е парных согласных.И г р а «Какие буквы убежали?».
5 учеников получают карточки со стихотворным текстом с пропущенными
парными согласными. Участник игры должен прочитать текст, сказать, какая
буква «убежала», доказать проверочным словом свой ответ.
Класс записывает пары слов, выделяя парный согласный в слабой и
сильной позиции.
Я и круглый, я и гла.кий,
И на вкус приятно сла.кий.
Знает каждый карапу.,
Что зовут меня арбу..
На ушах его сере.ки,
А на но.ках есть сапо.ки.
На головке гребешок.
Вот такой наш петушок!
Кто сидит на крепкой но.ке
В бурых листьях у доро.ки?
Встала ша.ка из травы –
Нет под ша.кой головы.
Плывет парохо.
То вза., то впере.,
А за ним такая гла.ь –
Ни морщинки не видать!
Сла.кие кро.ки
На коро.кой но.ке,
Кто проходит бли.ко,
Кланяется ни.ко.
– Какие слова с парной согласной встретились в диктанте?
(К овражку, близко, сполз, когтями.)
– Подберите проверочные слова к каждому случаю.
3. П р а в о п и с а н и е п р и с т а в о к .
Учитель диктует предложения. Учащиеся записывают и объясняют, какая
гласная пишется в приставке.
(Можно записать предложения на доске, пропустив гласную в приставке.)
П.днялся ветер, з.шумели деревья, н.бежали тучи, п.лил дождь, п.бежали
ручьи.
Н.двяжи нитку, з.пусти змея п.выше, н.тяни нитку и не давай ей .слабевать.– Найдите в тексте диктанта слова, в которых есть приставка, объясните
правописание.
4. Правописание мягкого знака.
Барсучью –
Забраться –
Скользят –
Работать –
– Что объединяет эти слова? (Слова с мягким знаком.)
– Какую роль выполняет Ь в каждом отдельном случае?
– Подберите на каждый случай употребления мягкого знака по 3 своих
примера.
5. П р а в о п и с а н и е п р е д л о г о в .
– Раскройте скобки, объясняя правописание.
(На) летели (на) мальчика гуси, (у) несли (у) сестрицы братца. (За) плакала
Аленушка (от) горя. (По) бежала (по) чистому полю, (до) бежала (до) речки
студеной, (про) дорогу (у) речки (с) просила.
– Перечислите, с какими частями речи в сказке употреблены предлоги.
– А как вы объясните правописание этих слов?
(На) него, (не) научился.
6. В каких словах вами были еще допущены ошибки?
(Анализ и объяснение правописания.)
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
III. Работа над ошибками, допущенными в грамматическом задании.
1. Н а ч а л ь н а я ф о р м а г л а г о л а .
– Какая форма глагола называется начальной?
– Что нужно помнить при определении начальной формы глагола?
(Что делать? Что
– Запишите начальную форму.
а) Скользят – …
Повисли – …Наклонился – …
Помнит – …
б) Найдите ошибки.
наговорил – говорить
рассмотрит – рассматривать
зазеленела – зазеленеет
посмотрит – посмотреться
2. О п р е д е л е н и е главных членов предложения.
– Что вы знаете о главных членах предложения?
– Выпишите из стихотворения пары главных членов.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.
3. Определение падежа имен существительных.
– Как определить падеж имен существительных?
– Какие падежи вы знаете?
– Назовите падежные вопросы. Почему они звучат парами?
– Соедините существительные с названием падежа.
(Работа по карточкам.)
4. З в у к о б у к в е н н ы й а н а л и з с л о в .
Детям предлагается выполнить анализ слов с комментированием у доски.
Столб з.б. Близко з.б.
5. С т р о е н и е с л о в а .
– Подберите слова к предложенным схемам. Запишите столбиком.– Какие из слов в контрольной работе подходили к данным схемам?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 55.