У р о к 128.
БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
Цели: совершенствовать вычислительные навыки; повторить свойства сложения и свойства умножения; развивать умение анализировать и выделять существенные признаки; продолжить формирование умения составлять уравнения по данному условию.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
У р о к 128.
Цели: совершенствовать вычислительные навыки; повторить свойства
сложения и свойства умножения; развивать умение анализировать и выделять
существенные признаки; продолжить формирование умения составлять
уравнения по данному условию.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 614.
– Объясните, что обозначают данные выражения:
x
(Количество сосен после бури.)
1
10 : 2
(Количество сосен после бури.)
– Выберите уравнения, которые являются решением задачи:
в) 10 ∙ (x – 1) = 2
г) 2 ∙ (x – 1) = 10
а) x – 1 = 10 : 2
б) 10 : (x – 1) = 2III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
– Запишите выражения и найдите число y, если:
а) x = 7, а y в 4 раза больше;
б) x = 18, а y в 3 раза меньше;
в) x = 49, а y в 7 раз меньше;
г) x = 107, а y в 3 раза больше;
д) x = 208, а y в 2 раза меньше;
е) x = 6093, а y в 3 раза меньше.
2. Решите задачи, записав буквенное выражение:
а) Мальчик купил 2 батона по x р. и буханку хлеба за y р. Сколько всего
денег истратил мальчик?
2 ∙ x + y
б) Кофта стоит а рублей, а юбка в три раза дороже. На сколько рублей
меньше стоит кофта, чем юбка?
3 ∙ а – а
3. Заполните таблицу:
c
d
7
8
12
8
15
15
40
1
50
0
0
200
c + d
20 ∙ (c + d)
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 517.
– Обозначьте буквой x задуманное число и составьте по данному условию
уравнение.
– Сравните свой ответ с ответами Миши и Маши.
– Кто составил уравнение, как Миша?
– Кто составил уравнение, как Маша?
– Кто прав: Миша или Маша? (Права Маша. Чтобы полученный
результат уменьшить в 4 раза, необходимо x + 20 записать в скобках.)
– Найдите корень уравнения.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 518.
– Сравните уравнения в каждой паре. Имеют ли они одинаковые корни?
– Объясните, как рассуждали.
а) x + (90 + 30) = 180(x + 90) + 30 = 180 (Данные уравнения имеют одинаковые корни, так
как используется сочетательный закон сложения.)
б) (x + 60) ∙ 5 = 500
5 ∙ x + 300 = 500 (Данные уравнения имеют одинаковые корни, так как
используется распределительное свойство умножения.)
– Проверьте свои ответы, решив каждое уравнение.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (задание на доске).
Найди а + b и а – b, если:
а) a = 1258, b = 624;
б) a = 2167, b = 768;
в) a = 8543, b = 254;
г) a = 5468, b = 3212;
д) a = 1258, b = 3212.
– В одном из заданий есть «ловушка». Какая? («Ловушка» в задании д),
так как в выражении а – b уменьшаемое должно быть больше
вычитаемого.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 519.
– Сравните выражения в каждой паре. Верно ли утверждение, что значения
буквенных выражений в каждой паре одинаковы при любом значении а?
– Объясните, как рассуждали.
а) (а + 160) + 70
а + (160 + 70) – утверждение верно, так как использовано сочетательное
свойство сложения.
б) а ∙ (250 – 20)
(250 – 20) ∙
а – утверждение верно, так как использовано
переместительное свойство умножения.
в) (а + 75) ∙ 4
4 ∙
а + 75 ∙ 4 – утверждение верно, так как использовано
распределительное свойство умножения.
г) 30875 – а ∙ 0
30875 + а ∙ 0 – утверждение верно, так как при умножении любого числа
на нуль, получим нуль.
д) 7056 ∙ 0 + а0 ∙ 9353 + а – утверждение верно, так как значение произведений равно
нулю.
е) 984 ∙ (а – а)
(а – а) ∙ 1025 – утверждение верно, так как значение разности равно
нулю, значит, и значение произведения равно нулю.
3. Р а б о т а в т е т р а д и с печатной основой № 2.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания № 99, 100.
а) З а д а н и е № 99.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
б) З а д а н и е № 100.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Объясните, что обозначают выражения:
x
(Цена одной чашки.)
12
x
(Стоимость 12 чашек.)
56
12
(Стоимость всего сервиза.)
x
– Составьте уравнение (x ∙ 12 + 56 = 440).
VI. Итог урока.
Домашнее задание: тетрадь с печатной основой № 2 (задания № 101, 102,
103).