Конспект урока по теме:ЧТО МОЖЕТ ПРИКАЗЫВАТЬ ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 30 ЧТО МОЖЕТ ПРИКАЗЫВАТЬ ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: отработать навыки написания окончаний имен прилагательных, правильного способа действий для определения формы падежа у имен существительных. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 30 ЧТО МОЖЕТ ПРИКАЗЫВАТЬ ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН  СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Ц е л ь :  отработать   навыки   написания   окончаний   имен   прилагательных, правильного   способа   действий   для   определения   формы   падежа   у   имен существительных. Планируемые предметные результаты:  Участвовать в устном общении на   уроке,   соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать тексты   учебника,   извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах   учебника   нужные   сведения   и   использовать   их   для   решения практических   задач.   Осознавать   общий   способ   действия   при   решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые   правила   речевого   поведения,   слушать   собеседников,   проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. –   Какие   словосочетания   с   именами   существительными   в   косвенных падежах вы определили? – В каких падежах вам встретились имена существительные? III. Работа по теме урока. 1. «М а р а ф о н   п р а в и л ». (Вопросы записаны на карточках и лежат на столе учителя в перевернутом виде.) Желающие учащиеся выходят к доске, берут карточку, зачитывают вопрос и дают ответ. В случае неправильного ответа или затруднения отвечающий обращается за помощью к товарищам. – Какая связь называется согласованием? – Какое слово в словосочетании называют зависимым? – Какое слово в словосочетании называют главным? –   Какое   значение   принимает   словосочетание,   если   зависимый   член отвечает на вопрос «какая?»? – Какое значение имеет словосочетание, если его зависимый член отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?»?– Какое значение имеет словосочетание, если его зависимый член отвечает на вопрос «как?»? – Какое значение имеет словосочетание, если его зависимый член отвечает на вопрос «когда?»? –   В   чем   имя   существительное   подчиняет   себе   имя   прилагательное   в словосочетании? –   Какую   команду   выполняет   имя   прилагательное,   когда   согласуется   с именем существительным? –   Что   подсказывает   вопрос   от   главного   слова   к   зависимому   при согласовании? – Почему у прилагательных не определяют род во множественном числе? –   Как   называется   связь   глагола   с   именем   существительным   в словосочетании? – Что требует глагол в словосочетании от имени существительного? – Как определить падеж имени существительного? – Как не путать винительный и именительный падежи? 2. О п р е д е л е н и е   ф о р м ы  имен прилагательных. Оно с ним не расстанется никогда уже: Стоит с ним в одном роде, числе и падеже. – О каких частях речи говорится? –   Прочитайте   текст.   Выпишите   имена   прилагательные   и   имена существительные, от которых они зависят. – Определите их число, род, падеж. В одном сказочном городе жил малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. Этот Незнайка носил голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Незнайка с утра до вечера   гулял   по   сказочному   городу,   сочинял   разные   небылицы   и   всем рассказывал. – Кто автор этого произведения? –   В   каком   случае   у   прилагательного   вы   не   смогли   определить   род? Почему? Про изменение прилагательных по числам есть одна история. Маленький страус из стран очень жарких Сбежал, чтобы пожить в небольшом зоопарке. Но его не обидели, честное слово, ДОБРЫЕ дяденьки рода мужского. Гулять выводили в любую погоду ДОБРЫЕ тетеньки женского рода.Страус письмо своей маме писал. «ДОБРЫЕ очень!..» – он в нем написал. Дивится мама страуса, в письмо такое глядя, Не знает, кто же ДОБРЫЕ: тети или дяди. Как же мог бедный страус забыть: У прилагательных во множественном числе  Род нельзя определить. –   Как   же   называется   связь   имени   существительного   с   именем прилагательным? – Что мы можем определить по вопросу в этих словосочетаниях? 3.  О п р е д е л е н и е имен   прилагательных.   о к о н ч а н и й   (Самостоятельно.) – Допишите окончания имен прилагательных, укажите число и род. I в а р и а н т . Дальн..  дорога (____) Дальн..  путь (____) Дальн.. путешествие (____) Дальн..  страны (____) II  в а р и а н т . Сильн..  буря (____) Сильн..  шторм (____) Сильн.. землетрясение (____) Сильн..  дожди (____) (Взаимопроверка.) 4. В ы п и с ы в а н и е   с л о в о с о ч е т а н и й . (Самостоятельно.) Под   кустиками   сестрицы   сыроежки   хоровод   водят.   Каждая   в   льняном сарафанчике, а голова цветным платочком повязана. Загляденье! –   Выпишите   словосочетания   с   именами   прилагательными,   обозначьте зависимость слов, над каждым укажите признаки, в которых они согласуются. (Проверка по готовому образцу.) Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. 5. Управление, определение падежа имен существительных. – Как называется связь, предложенная в словосочетаниях?Отплыл (…) от берега, подбежал (…) к лодке, поставить (…) в воду, пошел (…)   за   водой,   принес   (…)   в   комнату,   живут   (…)   в   горах,   рисовать   (…) карандашом, подошли (…) к вагонам, расти (…) на склоне. – Чего требует глагол от имени существительного? – Какие вопросы могут связывать слова при управлении? – Запишите словосочетания, в скобках указывайте два вопроса (по смыслу и падежный), над существительным укажите падеж. IV. Самостоятельная работа. Из данных слов составьте и запишите предложения. 1) Растопила, снежные, весна, сугробы. 2) Листвой, деревья, помолодевшие, украсились. 3) Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились. 4) С, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели. 5) Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых. – Выпишите из предложений словосочетания, где глагол является главным словом,   а   имя   существительное   –   зависимым.   Определите   падеж   имен существительных. V. Итог урока. Домашнее задание: используя словарные слова, составьте словосочетания (указывая вопросы): 5 – с управлением; 5 – с согласованием. У зависимых существительных определите падеж; у зависимых прилагательных определите число и род.