Урок 141
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЛОВАХ?
Цель: обобщать знания о слове.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 141
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЛОВАХ?
Ц е л ь : обобщать знания о слове.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы понимаете фразу, сказанную учительницей?
– У кого из вас в жизни был случай, к которому данный фразеологический
оборот удачно бы подошел? Расскажите.
– Объясните постановку запятой в этом предложении (упр. 574).
– Какие способы проверки вам пришлось применить, решая
орфографические задачи?
III. Актуализация опорных знаний.
1. К р о с с в о р д .
– Можете ли вы ответить на вопрос, обозначенный в теме?
– Попробуйте разгадать кроссворд, применив свои знания о слове.1) Постоянный признак имени существительного.
2) Главный член предложения.
3) Часть речи, которая изменяется по временам.
4) Неизменяемая часть речи.
5) Служебная часть речи.
6) Окончание глагола настоящего времени.
7) Неопределенная форма глагола ПЕРЕГОНИТ.
8) Постоянный признак глагола.
9) Окончание глагола прошедшего времени.
10) Запишите название падежа, в форме которого стоит имя
существительное: НА ПЕНЕЧКЕ.
2. Р а б о т а с п р е д л о ж е н и е м .
– Составьте предложение: на, клейк., весной, тополях, ранн.,
распускаются, листочки, молодых
(На молодых тополях распускаются ранней весной клейкие листочки.)
– Как определили пропущенные окончания?
– Что можете сказать о словах в предложении?
– Найдите и подчеркните главные члены.
– Выпишите словосочетания с вопросами, укажите части речи.
– Каким членом предложения является слово НА? Почему?
– Расскажите все, что знаете о глаголе в этом предложении.
3. В с п о м н и м о г л а г о л е .– Отгадайте загадки. В глаголах объясните правописание окончаний
(глаголы через запятую дети записывают в тетрадь, указывают спряжение,
выделяют окончание.)
Эти всюду ход.т вместе,
Вместе дремл.т на насесте.
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют:
После каждого глотка
Долго смотр.т в облака.
(Куры.)
Этот черный и лохматый,
Сторож он у нас, ребята,
Только днем он спит в сарае,
Ночью ход.т во дворе.
Он меня веселым лаем
Буд.т рано на заре.
(Пес.)
Этот пряч.тся на крыше –
Я зову, а он не слыш.т.
Притворя.тся, что спит,
Сам за птицами следит.
(Кот.)
Он не вид.т и не слышит,
Ход.т, брод.т, рыщ.т, свищ.т.
Кто навстречу попадется –
Обнима.т и дерется.
(Ветер.)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукива.т,
И бормоч.т, и поет, убаюкива.т?
(Дождь.)
4. У п р а ж н е н и е 578.
– Прочитайте фрагмент из текста.
– Как вы думаете, автор ничего не придумал?
– Посчитайте количество слов в тексте.
– Какую запись нельзя назвать словом?
– Какие части речи вы видите в отрывке?
– Докажите.
– С решением каких орфографических задач вы столкнулись?
– На какие две группы делятся части речи?– Какие из них не встретились в тексте?
Маша шла, шла, шла (дети шагают на месте),
Маша ягодку нашла (присели),
Опустилась, подняла (поднялись):
«Ах, какая ягодка!»
(Показывают, как любуются ягодкой.)
Поглядела на лужок (смотрят изпод ладошки),
Увидала там цветок.
5. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
У п р а ж н е н и я 579, 580 по заданию учебника.
IV. Самостоятельная работа.
– Проведите анализ слов как части речи:
I вариант – загонит, у красивого;
II вариант – к синему, потерпим.
V. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 581.