Урок 27
ЧТО ПРИКАЗЫВАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ
Цель: наблюдать за особенностями связи имен существительных и имен прилагательных.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 27
ЧТО ПРИКАЗЫВАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ
Ц е л ь : наблюдать за особенностями связи имен существительных и имен
прилагательных.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие словосочетания с прилагательными вы выписали?
– В каких признаках имена прилагательные согласуются с именами
существительными?
– С какого слова вы начинали определять признаки?
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 108 (тетрадьзадачник).
– В каких формах употреблено прилагательное?
– Как вы это определили? Надпишите число.
– Как определите окончание имен прилагательных? Впишите окончания.
– Определите род имен существительных.
– В каком случае род имен прилагательных мы указать не можем? Почему?
– Значит, в каком числе говорить о согласовании в роде не нужно?
2. З н а к о м с т в о с сообщением авторов на с. 50.
– Эти сведения вам знакомы?
3. У п р а ж н е н и е 110.
Дети выполняют по заданию учебника.
I в а р и а н т – работает с первой частью задания (два предложения).
II в а р и а н т – работает со второй частью задания.(Взаимопроверка с указанием на полях пометки о правильности
выполнения задания: «+», «–».)
4. И г р а «Парный выход».
На доске записаны предложения с пропущенными прилагательными
противоположного значения.
Участники подбирают и вставляют слова по смыслу, объясняют
правописание окончаний прилагательных. Определяют род прилагательного.
Сахар … , а горчица … .
Река … , а ручей … .
Камень … , а вата … .
Сметана … , а чай … .
Сажа … , а снег … .
Летом ночь … , а зимой … .
Нитка … , а канат … .
Ворона … , а воробей … .
– Как называется связь имени существительного с именем
прилагательным?
– Какую роль выполняет имя существительное?
– Что делает имя прилагательное?
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
– Встретилось ли согласование в стихотворении для физкультминутки?
– На что указывает в этом словосочетании имя существительное?
5. У п р а ж н е н и е 111. Выполняется коллективно.
– Составьте словосочетания, соединяя слова по смыслу.
– В чем согласуются слова в словосочетании?
– В каком случае подчинения в роде нет? Почему?
– У всех ли существительных можно определить род? Почему?
– Прочитайте сообщение на с. 50.
IV. Самостоятельная работа.
1. Запишите текст, исправляя ошибки.
Мелкие асенние даждинки совсем не похожы на летнии гразовые дажди.
Ани идут беспрестанно. Зимля не просыхает скора, как бывало летом.Халодный ветир дует без устали. Он далико разносит зрелые симена диревьев
и траф.
На улеце пахнит дождем и свежым воздухом. Перелетные птицы улитают
в теплые края. Звери начинают готовитца к зимней спячки.
2. Выпишите из текста примеры словосочетаний, определите у имен
прилагательных число и род.
V. Итог урока.
– Во всех ли словосочетаниях вы смогли определить род у имени
прилагательного?
– Почему?
Домашнее задание: упражнение 112.