Урок 26
«ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ» (отрывок из былинного сказа)
Цели: развивать речь учащихся, умение правильно читать былины; провести работу над созданием у учащихся целостного литературно-художественного образа былинного героя.
Планируемые предметные результаты: Читать правильно и выразительно. Читать выборочно. Делиться впечатлениями о прочитанном. Выбирать эмоциональный тон голоса, необходимый для передачи эмоционального содержания произведения. Работать с каталогом. Писать отзыв о книге.
Формируемые УУД: Принимать и выполнять учебную задачу. Расширять читательский кругозор. Ориентироваться в книге по содержанию (оглавлению). Ориентироваться в мире книг. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать свое мнение. Учитывать мнение окружающих. Создавать небольшой текст (рассуждение).
«ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ» (отрывок из былинного сказа)
У р о к 26
Ц е л и : развивать речь учащихся, умение правильно читать былины; провести работу над созданием у
учащихся целостного литературнохудожественного образа былинного героя.
Планируемые предметные результаты: Читать правильно и выразительно. Читать выборочно.
Делиться впечатлениями о прочитанном. Выбирать эмоциональный тон голоса, необходимый для передачи
эмоционального содержания произведения. Работать с каталогом. Писать отзыв о книге.
Формируемые УУД: Принимать и выполнять учебную задачу. Расширять читательский кругозор.
Ориентироваться в книге по содержанию (оглавлению). Ориентироваться в мире книг. Вступать в общение,
выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать свое мнение.
Учитывать мнение окружающих. Создавать небольшой текст (рассуждение).
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
2. Работа над содержанием былины «Добрыня и Змей».
– Найдите отрывок, в котором описывается первый бой Добрыни со Змеем. Почему богатырь пощадил
своего врага?
– Кто еще из богатырей оказался в Киеве?
– Почему Добрыня Никитич вызвался освободить Забаву Путятичну? Найдите и прочитайте отрывок из
текста, в котором говорится, как отнеслись к просьбе князя Владимира князья да бояре.
– Что помогло Добрыне победить Змея во второй раз?
– Какие слова и выражения в былине говорят о том, что она была создана в давниедавние времена?
3. Работа над языком былины.
III. Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
2. Чтение учителем отрывка из былинного сказа «Добрыня и Змей».
3. Чтение этого же произведения заранее подготовленными учащимися.
4. Словарная работа и работа над содержанием прочитанного.
– Какие слова были вам непонятны?
– Кто является главным героем этого былинного отрывка?
– Сравните названия былинного сказа, прочитанного сегодня, и былины, прочитанной вчера. (Названия
совершенно одинаковы.)
– То есть перед вами два разных пересказа одной и той же былины. А в чем же отличие этих
произведений?
– Какое из них наиболее удобно для чтения? Почему?
5. Перечитывание учащимися про себя двух произведений и выделение в них отрывков, помогающих
составить представление о Добрыне.
6. Составление учащимися рассказа о Добрыне по плану.
ПЛАН
1. Внешний вид богатыря.
2. Вооружение богатыря.
3. Подвиги Добрыни.
4. Отношение рассказчика к Добрыне.
IV. Подведение итогов урока.
– Каким рассказчик изобразил в былине богатыря Добрыню Никитича? (Рассказчик, с одной стороны,
изобразил богатыря могучим, смелым, сильным, решительным, готовым к встрече с опасным врагом. С
другой же стороны, рассказчик хотел показать, что богатырь ласков к матери, к окружающимлюдям, великодушен, добр. В образе Добрыни воплотилась мечта русского народа, его представление о
герое, его лучших качествах.)
Домашнее задание: выразительное читать отрывок из былинного сказа «Добрыня и Змей»; по
желанию подготовить близкий к тексту пересказ.