Урок 15
ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКЕ СВОИХ УМЕНИЙ
Цель: закрепить знания об изученных орфограммах, развивать орфографическую зоркость.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 15
ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКЕ СВОИХ УМЕНИЙ
закрепить знания об изученных орфограммах, развивать
Ц е л ь :
орфографическую зоркость.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на
уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты
учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием
языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие орфографические задачи вы решали в задании?
– Вы обратили внимание на изменение способа предъявления «спорящих»
букв?
– Как вы думаете, почему авторы так сделали? (Экономили место.)
– Перескажите текст. Как при этом обойтись без местоимения 1 лица?
– Какими словами его можно заменить?
III. Актуализация опорных знаний.
1. У п р а ж н е н и е 64.
– На какие группы можно разделить слова в зависимости от орфограмм?
– По какому признаку слова можно разделить на три группы?
– Запишите слова, выделяя орфограммы.
(Проверка сигнальными карточками.)
2. И г р а «Кто лучше?».
(Класс – 2 команды, по вариантам.)
На доске в 2 колонки записаны слова с различными орфограммами.
отварить – …
грустный – …
…
шубка –
местность – …
…
запевать –
…
земля –…
гнездо –
…
грибки –
счастливый – …
полоскать – …
запивать – …
участник – …
…
просьба –
…
опасный –
…
линейка –
…
салазки –
…
дорожка –
дождливый – …
…
косьба –
…
островки –
известный – …
…
посев –
…
спешить –
ненастный – …
Дети по очереди выходят к доске, выделяют орфограмму и записывают
справа проверочное слово. Побеждает команда, которая правильно и быстрее
другой выполнит задание.
3. У п р а ж н е н и е 65.
(Выполняется по заданию учебника.)
– От чего зависела форма числа и рода имени прилагательного и глагола?
– Какой словарь тебе помог?
4. И г р а «Добавь прилагательное».
Учитель диктует имена существительные, дети записывают их в
словосочетании с прилагательными, определяют род, выделяют окончание
имен прилагательных.
Солнышко, город, дерево, песня, молоко, ветер, котята, школа,
яблочко, кофе.
– У всех прилагательных вы указали род? (Нет, «котята» – форма
множ. числа.)
– А у существительного в этом сочетании мы род определить можем?
– Какого рода существительное КОФЕ?
– От чего зависит окончание прилагательного?
Дружно встали – раз, два, три,
Мы теперь богатыри,
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть изпод ладошек.
И направо, и ещеЧерез левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
– Встретились ли слова с безударной гласной в корне, проверяемой
ударением. Какие?
5. а) Разделите слова на три группы и запишите, отмечая и объясняя
орфограммы.
Трещать, падение, зелень, краснеть, хруст, желтые, шуметь, шорох,
шелестеть, пятнистые, с прожилками, свет, сияет, солнечный луч.
б) Составьте из нескольких слов предложение, если надо, добавьте другие
слова.
в) Подберите к схемам слова с таким же строением.
6. Р а б о т а п о в а р и а н т а м .
– Придумайте и запишите по 3 слова, в которых данные буквы являются:
а) частью корня;
б) приставкой.
– Покажите строение записанных слов.
I в а р и а н т – ЗА, ПО, С.
II в а р и а н т – НА, О, В.
7. З а п и с ь п р е д л о ж е н и й под диктовку.
Вы любите смотреть летними ночами на звездное небо? Что представляете
себе?
– С какими орфограммами встретились?
– Назовите слова, в которых количество букв и звуков различно. Укажите
над ними количество звуков.
– Покажите строение слов ЛЕТНИМИ, СМОТРЕТЬ.
– Ответьте на вопрос однимдвумя предложениями.
– Встретились ли вам слова с приставками? Докажите.
8. И г р а «Четвертое лишнее».
На доске записаны слова. В каждом ряду есть слово без приставки. Нужно
найти и зачеркнуть это слово.
Загадка, зажим, зарница, зазнайка.
Пожелтеть, поилка, поливка, поломка.
Изрубить, известить, изваять, изюминка.
Позвать, попросить, подарок, портной.Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка.
9. З а п и ш и т е с л о в о с о ч е т а н и я , раскрывая скобки.
(По)бежал (по)полю, (на)ехал (на)него, (из)влечь (из)ящика, (с)бежит
(с)ней, (от)тянет (от)обрыва, (до)стать (до)яблока.
– Что можете сказать о правописании предлогов и приставок?
– В какой форме встретились глаголы?
– Что вы о них можете рассказать?
IV. Итог урока.
– Какие орфографические задачи мы решали на уроке?
– Какие знания для этого потребовались?
Домашнее задание: упражнение 66.