Урок 64
КАК БЫЛ ОТКРЫТ ШЕСТОЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. АНТАРКТИДА
Цели:
– сформировать представление учащихся о географическом положении и природе Антарктиды;
– познакомить с историей открытия Антарктиды;
– развивать умение работать с картой, глобусом;
– воспитывать чувство гордости за путешественников-соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель.
Оборудование: карта полушарий; глобусы; портреты путешественников; рисунки, фотографии с изображением растительного и животного мира Антарктиды.
У р о к 64
КАК БЫЛ ОТКРЫТ ШЕСТОЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. АНТАРКТИДА
Ц е л и :
– сформировать представление учащихся о географическом положении и
природе Антарктиды;
– познакомить с историей открытия Антарктиды;
– развивать умение работать с картой, глобусом;
– воспитывать чувство гордости за путешественниковсоотечественников,
внесших вклад в открытие новых земель.
О б о р у д о в а н и е :
портреты
путешественников; рисунки, фотографии с изображением растительного и
животного мира Антарктиды.
глобусы;
карта
полушарий;
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с .
– Пользуясь картой, расскажите о географическом положении материка.
– Пользуясь картой, расскажите о рельефе Австралии.
– Почему некоторые реки Австралии изображены на карте прерывистыми
линиями?
– Кто открыл Австралию?
– Как называют огромное количество островов вблизи Австралии?
(Океанией.)
– Назовите, какие удивительные растения и животные встречаются в
Австралии.
2. Г р а ф и ч е с к и й д и к т а н т .
Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если
высказывание неверное, то знак «–».
1) В Австралии нет высоких гор.
2) В Австралии очень много рек.
3) Австралия – самый засушливый материк.
4) Австралия – самый большой материк.
5) Коренные жители Австралии – туземцы.
6) В Австралии растут финиковые пальмы.
7) В Австралии можно встретить утконоса, ехидну.О т в е т ы : +; –; +; –; +; –; +.
Учащиеся сдают работы на проверку.
3.
С о о б щ е н и е у ч а щ и х с я о растительном и животном мире
Австралии.
III. Сообщение темы урока.
– Послушайте з а г а д к у . На какой материк мы сегодня отправимся?
Айсберг, айсберг, помоги
Мне доплыть до той земли,
Где пингвины прячут нос,
Так как жуткий там мороз.
(Антарктида.)
IV. Как был открыт шестой материк Земли.
– Рассмотрите карту полушарий и глобус. Найдите Антарктиду.
– Каково географическое положение этого материка?
– Подпишите на контурной карте Антарктиды полюс Земли (с. 52 в
рабочей тетради).
– Какие океаны омывают Антарктиду?
– Подпишите на контурной карте названия морей, омывающих материк.
– Каков же климат этого материка?
– Этот материк называют еще страной холода, снега и молчания. Сурова,
коварна, но и прекрасна природа Антарктиды. На многие сотни километров в
Антарктиде простираются снежные равнины, прерываемые иногда хребтами
гор, отполированных до блеска снежными метелями. Есть в Антарктиде три
хребта, названные именами легендарных мушкетеров: Атос, Портос и Арамис.
Удивительные «замки» из кристалликов льда и горных пород строит Эребус –
самый высокий вулкан в Антарктиде. Найдено в Антарктиде, на Земле
Виктории, соленое озеро, вода которого в 11 раз соленее океанской. Замерзает
это озеро только при 50 градусах мороза.
Льды материка самые холодные – 60 градусов ниже нуля. В Гренландии,
например, льды гораздо теплее: имеют температуру «всего» 28 градусов ниже
нуля. Молчание материка иногда прерывается завываниями ураганных ветров,
которые проносятся здесь порой со скоростью до 90 м в секунду, сметая все
на своем пути. Иногда от сильного мороза «кричит», как человек, снег.
Покрикивают и птицы – альбатросы, чайки и многочисленные пингвины. Здесь
нет летающих насекомых.
– Кто и как открыл шестой материк?
– Прочитайте текст на с. 146 учебника.Учитель дополняет текст учебника.
Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778–1852), русский мореплаватель,
адмирал. В 1803–1806 годах участвовал в первом русском кругосветном
путешествии под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна. В 1819–
1921 годах повторил кругосветное путешествие на двух кораблях «Восток»
(командир) и «Мирный» (под руководством М. П. Лазарева). Открыл
Антарктиду 28 января 1920 года.
Амундсен Руаль (1872–1928), норвежский путешественник, исследователь
Арктики и Антарктики. Первым достиг Южного полюса в декабре 1911 года.
В 1918–1920 годах проплыл вдоль северных берегов Евразии. На дирижабле
«Норвегия» перелетел Северный полюс в 1926 году. Погиб в Баренцевом
море, пытаясь найти итальянскую экспедицию.
У ч и т е л ь п р о в о д и т б е с е д у п о в о п р о с а м .
– В какой стороне горизонта находится в Антарктиде Солнце в полдень?
(На севере.)
– Какие океаны омывают берега Антарктиды? (Все, кроме Северного
Ледовитого океана.)
– К какому материку ближе всего расположена Антарктида? (Южная
Америка.)
– Почему одно из морей, омывающих Антарктиду, названо в честь
российского путешественника?
– Почему все экспедиции в Антарктиду планировались на зимние месяцы?
(В Антарктиде в это время лето.)
– Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктида?
– Чем отличается неживая природа Антарктиды? (Наличием айсбергов.)
– Какие наблюдения мореплавателей в южных районах океанов
подсказывали им о существовании Антарктиды? (Айсберги.)
– Каждый айсберг – неповторимое произведение воды, ветра, мороза и
солнца. Моряки, встречавшие айсберги в океане, рассказывают, что издалека в
солнечных лучах он переливается разными цветами. Вершина его горит
золотистооранжевым цветом, ниже идет полоса нежнолимонного цвета, а
внизу темнеют мрачные фиолетовые тона. Вблизи видны на айсберге полосы
из песка и камней, которые образовались за время его долгого сползания по
каменистым склонам самого большого на Земле плоскогорья.
– Опасны ли айсберги для морских путешественников?
– Чем отличается айсберг от льдины? Изобразите, как вы их себе
представляете.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а (задание № 17).– Исследуйте подъемную силу льдины.
Учитель для этого заморозил в плоской пластмассовой коробочке пресную
воду.
– Поместите «льдину» в «морскую» (соленую) воду, налитую в миску.
– Нарисуйте, какая часть «айсберга» находится над водой, какая под
водой.
V. Какова живая природа Антарктиды.
– Какие растения можно встретить в Антарктиде? (Мхи, лишайники,
водоросли, несколько видов цветковых растений.)
– Каких животных можно здесь встретить? Рассмотрите иллюстрацию на с.
149 учебника.
– Отгадайте з а г а д к у , с каким животным мы сейчас познакомимся.
У этого народа –
Антарктическая мода:
Носят белые манишки,
Носят черные штанишки,
Носят очень куцый хвостик,
Носят очень длинный фрак.
(Пингвин.)
– Как приспособились пингвины к суровым условиям Антарктиды?
Императорские, королевские пингвины, а также пингвины Адели проводят
всю свою жизнь в Антарктике. Но некоторые пингвины перебрались к южным
оконечностям Австралии, Африки и Южной Америки. Там, где в тропики
вторгается холодное течение, они поднимаются до экватора и появляются на
Галапагосских островах.
Наиболее существенная особенность их биологии заключается в том, что
они не могут летать. Пингвины утратили способность к полету еще сто
миллионов лет назад. По суше они передвигаются крайне неуклюже, но
плавают великолепно, развивая скорость до 40 км/ч, ныряют за пищей на
десятки метров. Разогнавшись в воде, точно пробки, выпрыгивают из воды на
полторадва метра прямо на ледяной припай.
Тело пингвинов покрыто густым непромокаемым оперением, а подкожный
жир служит не только надежной термоизоляцией, но и поддерживает их силы,
когда они подолгу остаются на суше, вдали от кормящего их моря. Дело в
том, что вода стала для пингвинов настолько привычной средой обитания, что
они попросту не умеют есть на суше.
Ноги у пингвинов короткие и толстые. Четыре пальца соединены
плавательными перепонками. Ноги отнесены далеко назад, благодаря чемуобеспечивается вертикальное положение туловища на суше. Шея толстая,
гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос,
всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей.
Окраска у всех пингвинов сходная: черная спина и белое брюхо.
Любопытно, что все видовые различия располагаются у них на голове или на
шее. Это связано с тем, что неспешно плавающий пингвин не погружается
полностью в воду: голова и шея поднимаются над водой. Быстро плывущий
пингвин скрывается под водой целиком.
По суше пингвины передвигаются медленно: при каждом шаге им
приходится поворачиваться всем корпусом. Но если нужно передвигаться
быстро, пингвин бросается на брюхо и скользит по льду, загребая крыльями и
отталкиваясь лапами. При этом он двигается быстрее, чем человек на лыжах.
Заранее подготовленные учащиеся продолжают рассказ учителя.
Королевский пингвин – обитатель субантарктических островов. Его
размеры не превышают одного метра. Это пингвин насиживает яйцо, положив
его на лапы и прикрыв брюшной складкой. В результате отпадает
необходимость в гнезде, исключаются территориальные споры, а яйцу
обеспечивается достаточно тепла даже при сорокаградусных морозах. Такой
способ насиживания крайне редок и характерен только для императорского и
королевского пингвинов.
Самый крупный пингвин – императорский – назван так за свой
внушительный рост – 1 м 44 см и вес от 26 до 42 кг. Это единственная птица,
которая никогда не касается открытой почвы и в лютую полярную ночь
откладывает свое единственное яйцо прямо на антарктический лед. Яйцо
императорского пингвина весит 400 г.
Пингвин Адели гнездится по берегам Антарктического материка и на
близлежащих островах на твердом, свободном от снега грунте. Гнездо
выкапывается в виде ямки и обкладывается камешками. Откладывается 2
яйца. Насиживают их оба родителя.
Главный враг пингвинов – морской леопард. Окраской и повадками он
действительно напоминает леопарда из семейства кошачьих.
Морской леопард тоже хищник. Это единственный тюлень, который
питается теплокровными животными и нападает даже на своих собратьев –
тюленей.
Морской разбойник подкарауливает жертв, спрятавшись под кромкой
льда. Даже крупную добычу он глотает иногда целиком.
У странствующего альбатроса рекордный размах крыльев – до 4,5 м!
Таких длинных крыльев нет больше ни у одной птицы. Альбатрос часами
парит над морем, используя воздушные потоки. Ученые считают, что междупериодами размножения странствующие альбатросы несколько раз облетают
земной шар. Альбатросы – долгожители среди птиц и самые крупные в мире
морские птицы.
У ч и т е л ь . Большинство полярников, работающих в Антарктиде,
пользуются для передвижения собачьими упряжками. Однажды японскую
экспедицию вывезли на вертолетах, но не смогли изза штормового ветра
вывезти ездовых собак. Вернувшиеся полярники и общество охраны животных
поставили в Токио памятник этим собакам. На плите из мрамора было
написано: «Пятнадцати лайкам, погибшим от голода в Антарктиде».
Через год следующая японская экспедиция высадилась в Антарктиде.
Навстречу им, к вертолету весело бежали две лайки. Собаки выжили в
суровых условиях без помощи людей. Они укрывались от холода в снеговых
берлогах, питались яйцами пингвинов.
VI. Итог урока.
– Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктика?
– К чему привело бы таяние их ледников?
– Где холоднее – на Северном или Южном полюсе?
– Могут ли встретиться пингвин и белый медведь?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 17, 18 на с. 53);
учебник (с. 146–151).