Конспект урока по теме:КАК БЫЛ ОТКРЫТ ШЕСТОЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. АНТАРКТИДА(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 64 КАК БЫЛ ОТКРЫТ ШЕСТОЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. АНТАРКТИДА Цели: – сформировать представление учащихся о географическом положении и природе Антарктиды; – познакомить с историей открытия Антарктиды; – развивать умение работать с картой, глобусом; – воспитывать чувство гордости за путешественников-соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель. Оборудование: карта полушарий; глобусы; портреты путешественников; рисунки, фотографии с изображением растительного и животного мира Антарктиды.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  64 КАК БЫЛ ОТКРЫТ ШЕСТОЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. АНТАРКТИДА Ц е л и : – сформировать представление учащихся о географическом положении и природе Антарктиды; – познакомить с историей открытия Антарктиды; – развивать умение работать с картой, глобусом; – воспитывать чувство гордости за путешественников­соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель. О б о р у д о в а н и е :   портреты путешественников;   рисунки,   фотографии   с   изображением   растительного   и животного мира Антарктиды.  глобусы;   карта   полушарий;   Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с . – Пользуясь картой, расскажите о географическом положении материка. – Пользуясь картой, расскажите о рельефе Австралии. – Почему некоторые реки Австралии изображены на карте прерывистыми линиями? – Кто открыл Австралию? –   Как   называют   огромное   количество   островов   вблизи   Австралии? (Океанией.) –   Назовите,   какие   удивительные   растения   и   животные   встречаются   в Австралии. 2. Г р а ф и ч е с к и й   д и к т а н т . Если   высказывание   верное,   то   учащиеся   ставят   знак   «+»,   если высказывание неверное, то знак «–». 1) В Австралии нет высоких гор. 2) В Австралии очень много рек. 3) Австралия – самый засушливый материк. 4) Австралия – самый большой материк. 5) Коренные жители Австралии – туземцы. 6) В Австралии растут финиковые пальмы. 7) В Австралии можно встретить утконоса, ехидну.О т в е т ы : +; –; +; –; +; –; +. Учащиеся сдают работы на проверку. 3.  С о о б щ е н и е   у ч а щ и х с я   о   растительном   и   животном   мире Австралии. III. Сообщение темы урока. – Послушайте з а г а д к у . На какой материк мы сегодня отправимся? Айсберг, айсберг, помоги Мне доплыть до той земли, Где пингвины прячут нос, Так как жуткий там мороз. (Антарктида.) IV. Как был открыт шестой материк Земли. – Рассмотрите карту полушарий и глобус. Найдите Антарктиду. – Каково географическое положение этого материка? –   Подпишите   на   контурной   карте   Антарктиды   полюс   Земли   (с. 52   в рабочей тетради). – Какие океаны омывают Антарктиду? – Подпишите на контурной карте названия морей, омывающих материк. – Каков же климат этого материка? – Этот материк называют еще страной холода, снега и молчания. Сурова, коварна, но и прекрасна природа Антарктиды. На многие сотни километров в Антарктиде простираются снежные равнины, прерываемые иногда хребтами гор, отполированных до блеска снежными метелями. Есть в Антарктиде три хребта, названные именами легендарных мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Удивительные «замки» из кристалликов льда и горных пород строит Эребус – самый   высокий   вулкан   в   Антарктиде.   Найдено   в   Антарктиде,   на   Земле Виктории, соленое озеро, вода которого в 11 раз соленее океанской. Замерзает это озеро только при 50 градусах мороза. Льды материка самые холодные – 60 градусов ниже нуля. В Гренландии, например, льды гораздо теплее: имеют температуру «всего» 28 градусов ниже нуля. Молчание материка иногда прерывается завываниями ураганных ветров, которые проносятся здесь порой со скоростью до 90 м в секунду, сметая все на   своем   пути.   Иногда   от   сильного   мороза   «кричит»,   как   человек,   снег. Покрикивают и птицы – альбатросы, чайки и многочисленные пингвины. Здесь нет летающих насекомых. – Кто и как открыл шестой материк? – Прочитайте текст на с. 146 учебника.Учитель дополняет текст учебника. Беллинсгаузен   Фаддей   Фаддеевич   (1778–1852),   русский   мореплаватель, адмирал.   В   1803–1806   годах   участвовал   в   первом   русском   кругосветном путешествии   под  руководством  Ивана  Федоровича   Крузенштерна.  В 1819– 1921 годах повторил кругосветное путешествие на двух кораблях «Восток» (командир)   и   «Мирный»   (под   руководством   М. П. Лазарева).   Открыл Антарктиду  28 января 1920 года. Амундсен Руаль (1872–1928), норвежский путешественник, исследователь Арктики и Антарктики. Первым достиг Южного полюса в декабре 1911 года. В 1918–1920 годах проплыл вдоль северных берегов Евразии. На дирижабле «Норвегия»   перелетел   Северный   полюс   в   1926   году.   Погиб   в   Баренцевом море, пытаясь найти итальянскую экспедицию. У ч и т е л ь   п р о в о д и т   б е с е д у   п о   в о п р о с а м . – В какой стороне горизонта находится в Антарктиде Солнце в полдень? (На севере.) –   Какие   океаны   омывают   берега   Антарктиды?  (Все,   кроме   Северного Ледовитого океана.) – К какому материку ближе всего расположена Антарктида?  (Южная Америка.) –   Почему   одно   из   морей,   омывающих   Антарктиду,   названо   в   честь российского путешественника? – Почему все экспедиции в Антарктиду планировались на зимние месяцы? (В Антарктиде в это время лето.) – Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктида? – Чем отличается неживая природа Антарктиды? (Наличием айсбергов.) –   Какие   наблюдения   мореплавателей   в   южных   районах   океанов подсказывали им о существовании Антарктиды? (Айсберги.) –  Каждый  айсберг  –  неповторимое   произведение   воды,  ветра,  мороза  и солнца. Моряки, встречавшие айсберги в океане, рассказывают, что издалека в солнечных   лучах   он   переливается   разными   цветами.   Вершина   его   горит золотисто­оранжевым   цветом,  ниже   идет  полоса   нежно­лимонного   цвета,  а внизу темнеют мрачные фиолетовые тона. Вблизи видны на айсберге полосы из песка и камней, которые образовались за время его долгого сползания по каменистым склонам самого большого на Земле плоскогорья. – Опасны ли айсберги для морских путешественников? –   Чем   отличается   айсберг   от   льдины?   Изобразите,   как   вы   их   себе представляете. П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а  (задание № 17).– Исследуйте подъемную силу льдины. Учитель для этого заморозил в плоской пластмассовой коробочке пресную воду. – Поместите «льдину» в «морскую» (соленую) воду, налитую в миску. –   Нарисуйте,   какая   часть   «айсберга»   находится   над   водой,   какая   под водой. V. Какова живая природа Антарктиды. –   Какие   растения   можно   встретить   в   Антарктиде?  (Мхи,   лишайники, водоросли, несколько видов цветковых растений.) – Каких животных можно здесь встретить? Рассмотрите иллюстрацию на с. 149 учебника. – Отгадайте з а г а д к у , с каким животным мы сейчас познакомимся. У этого народа – Антарктическая мода: Носят белые манишки, Носят черные штанишки, Носят очень куцый хвостик, Носят очень длинный фрак. (Пингвин.) – Как приспособились пингвины к суровым условиям Антарктиды? Императорские, королевские пингвины, а также пингвины Адели проводят всю свою жизнь в Антарктике. Но некоторые пингвины перебрались к южным оконечностям Австралии, Африки и Южной Америки. Там, где в тропики вторгается холодное течение, они поднимаются до экватора и появляются на Галапагосских островах. Наиболее существенная особенность их биологии заключается в том, что они   не   могут   летать.   Пингвины   утратили   способность   к   полету   еще   сто миллионов   лет   назад.   По   суше   они   передвигаются   крайне   неуклюже,   но плавают   великолепно,   развивая   скорость   до  40   км/ч,   ныряют   за   пищей   на десятки метров. Разогнавшись в воде, точно пробки, выпрыгивают из воды на полтора­два метра прямо на ледяной припай. Тело пингвинов покрыто густым непромокаемым оперением, а подкожный жир служит не только надежной термоизоляцией, но и поддерживает их силы, когда они подолгу остаются на суше, вдали от кормящего их моря. Дело в том, что вода стала для пингвинов настолько привычной средой обитания, что они попросту не умеют есть на суше. Ноги   у   пингвинов   короткие   и   толстые.   Четыре   пальца   соединены плавательными  перепонками. Ноги  отнесены  далеко   назад,  благодаря  чемуобеспечивается   вертикальное   положение   туловища   на   суше.   Шея   толстая, гибкая,   клюв   сильный   и   острый.   Ротовой   аппарат   действует   как   насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей. Окраска   у   всех   пингвинов   сходная:   черная   спина   и   белое   брюхо. Любопытно, что все видовые различия располагаются у них на голове или на шее. Это связано с тем, что неспешно плавающий пингвин не погружается полностью в воду: голова и шея поднимаются над водой. Быстро плывущий пингвин скрывается под водой целиком. По   суше   пингвины   передвигаются   медленно:   при   каждом   шаге   им приходится   поворачиваться   всем   корпусом.   Но   если   нужно   передвигаться быстро, пингвин бросается на брюхо и скользит по льду, загребая крыльями и отталкиваясь лапами. При этом он двигается быстрее, чем человек на лыжах. Заранее подготовленные учащиеся продолжают рассказ учителя. Королевский   пингвин  –   обитатель   субантарктических   островов.   Его размеры не превышают одного метра. Это пингвин насиживает яйцо, положив его   на   лапы   и   прикрыв   брюшной   складкой.   В   результате   отпадает необходимость   в   гнезде,   исключаются   территориальные   споры,   а   яйцу обеспечивается достаточно тепла даже при сорокаградусных морозах. Такой способ насиживания крайне редок и характерен только для императорского и королевского пингвинов. Самый   крупный   пингвин   –  императорский   –  назван   так   за   свой внушительный рост – 1 м 44 см и вес от 26 до 42 кг. Это единственная птица, которая   никогда   не   касается   открытой   почвы   и   в   лютую   полярную   ночь откладывает   свое   единственное   яйцо   прямо   на   антарктический   лед.   Яйцо императорского пингвина весит 400 г. Пингвин  Адели  гнездится   по   берегам   Антарктического   материка   и   на близлежащих   островах   на   твердом,   свободном   от   снега   грунте.   Гнездо выкапывается   в   виде   ямки   и   обкладывается   камешками.   Откладывается   2 яйца. Насиживают их оба родителя. Главный   враг   пингвинов   –  морской   леопард.  Окраской   и   повадками   он действительно напоминает леопарда из семейства кошачьих. Морской   леопард  тоже   хищник.   Это   единственный   тюлень,   который питается теплокровными животными и нападает даже на своих собратьев – тюленей. Морской   разбойник   подкарауливает   жертв,   спрятавшись   под   кромкой льда. Даже крупную добычу он глотает иногда целиком. У   странствующего  альбатроса  рекордный   размах   крыльев   –  до   4,5   м! Таких   длинных   крыльев  нет   больше   ни   у   одной   птицы.  Альбатрос   часами парит над морем, используя воздушные потоки. Ученые считают, что междупериодами размножения странствующие альбатросы несколько раз облетают земной шар. Альбатросы – долгожители среди птиц и самые крупные в мире морские птицы. У ч и т е л ь .   Большинство   полярников,   работающих   в   Антарктиде, пользуются   для   передвижения   собачьими   упряжками.   Однажды   японскую экспедицию   вывезли   на   вертолетах,   но   не   смогли   из­за   штормового   ветра вывезти ездовых собак. Вернувшиеся полярники и общество охраны животных поставили   в   Токио   памятник   этим   собакам.   На   плите   из   мрамора   было написано: «Пятнадцати лайкам, погибшим от голода в Антарктиде». Через   год   следующая   японская   экспедиция   высадилась   в   Антарктиде. Навстречу   им,   к   вертолету   весело   бежали   две   лайки.   Собаки   выжили   в суровых условиях без помощи людей. Они укрывались от холода в снеговых берлогах, питались яйцами пингвинов. VI. Итог урока. – Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктика? – К чему привело бы таяние их ледников? – Где холоднее – на Северном или Южном полюсе? – Могут ли встретиться пингвин и белый медведь? Домашнее задание:  рабочая тетрадь № 2 (задания № 17, 18 на с. 53); учебник (с. 146–151).