Урок 28
КОМУ И В ЧЕМ ПОДЧИНЯЮТСЯ
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ?
Цель: ознакомить со связью – управлением, отработать правильный способ действий для определения падежного вопроса к имени существительному.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 28
КОМУ И В ЧЕМ ПОДЧИНЯЮТСЯ
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ?
Ц е л ь : ознакомить со связью – управлением, отработать правильный
способ действий для определения падежного вопроса к имени
существительному.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы определяли правильное написание окончания имен
прилагательных?
– Назовите случаи согласования.
– Какое место занимают главные слова по отношению к зависимым?
– С каким словом в словосочетании употребляется предлог?
– В каких признаках согласуются члены словосочетаний?
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 113.
– Прочитайте текст из упражнения.
– Как называют такую запись?
– Какое слово в тексте часто повторяется?
– Найдите словосочетание со словом «облако».
– Слова, которым оно подчиняется, обозначьте «×».
– Какой частью речи в этих словосочетаниях является главное слово?
– Выпишите все словосочетания со словом «______» в столбик с
вопросами.
– Во всех ли случаях вопрос указывает на форму зависимого слова?
– А какой вопрос указывает?– Укажите рядом с каждым словосочетанием вопрос, который укажет на
форму зависимого слова.
– Какую характеристику существительного мы можем дать по этим
вопросам?
– Укажите падеж имени существительного.
(Подсказка на с. 8 в тетрадизадачнике.)
2. З н а к о м с т в о с сообщением авторов на с. 52.
– Какие сведения в сообщении для вас новые?
– Чего требует глагол от имени существительного в словосочетании?
– Как называется такая связь?
– Что мы узнаем о словосочетании по смысловым вопросам?
3. П о в т о р е н и е падежей и падежных вопросов.
(Вопросы записаны на карточках. Детям предлагается на доске
распределить вопросы к названиям падежей, в тетрадях же записать их
столбиком в нужном порядке.)
Им. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
что?
кому?
кого?
о чем?
кем?
о ком?
чего?
кто?
чему?
кого?
кто?
чем?
4. У п р а ж н е н и е 117.
– Прочитайте совет от авторов.
– Расскажите (в парах), как будете действовать, чтобы узнать падеж имени
существительного.
Наклоняемся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, зазывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
– Встретилась ли связь управление в физкультминутке? (Вращает
мельницу.)
– Как определите падеж имени существительного?
5. У п р а ж н е н и е 118. Коллективная работа.
– Запишите первое предложение.
– Какие орфографические задачи вы решили?– Подчеркните главные члены.
– Является ли пара главных членов словосочетанием? Почему?
– Выпишите из предложения словосочетания?
– Как узнать, сколько их будет?
– В словосочетаниях записывайте сначала смысловой, а затем падежный
вопрос.
– Определите падеж.
(Работа со вторым предложением проводится аналогично.)
– Прочитайте совет авторов.
– Как не путать винительный падеж с именительным?
– Какое необычное имя существительное два раза встретилось в
предложении?
– Что можете сказать об этом слове?
6. И г р а «Добавь существительное».
На доске записаны в 2 столбика глаголы (для двух вариантов), к которым
нужно добавить существительное, чтобы получилось словосочетание.
В скобках указывать сначала смысловой, а затем падежный вопрос.
Определить падеж имени существительного.
опаздывать на …
решать без …
выручать …
ходить по …
изучать в …
ответить на …
сходить в …
заплатить за …
путешествовать по …
надеть …
нарисовать над …
побежать без …
играть на …
(У доски работают два ученика. Затем класс определяет победителя.)
IV. Итог урока.
– Как называется связь глагола с именем существительным?
– Какие вопросы мы записываем в словосочетании? Для чего?
Домашнее задание: выписать из словаря 7 слов (существительных) и
записать с ними словосочетания со связью управление, определить падеж
имени существительного (падежи должны быть разными).