Урок 78. Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И. Тютчева о весне
Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И. Тютчева; научить анализировать произведения, вос¬принимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мыш¬ление и внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование: аудиозапись цикла «Времена года» (Весна) П.И. Чайковского, запись голосов весеннего леса.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА
Урок 78. Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И. Тютчева о весне
Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И.
Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и
понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся,
развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства,
образное и логическое мышление и внимание; воспитывать любовь к
природе и русской словесности.
Оборудование: аудиозапись цикла «Времена года» (Весна) П.И.
Чайковского, запись голосов весеннего леса.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
I.Проверка домашнего задания
II. Постановка цели, актуализация знаний
Ход урока
Звучит музыка из цикла «Времена года». На ее фоне учитель читает
стихотворение:
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане яркокрасном
Шагает по земле... (дети хором: «Весна!»)
Это тема нашего урока сегодня. Из осени мы перенесемся в весну.
Нужно немного волшебства..., а что еще? (Музыка, стихи.)
А чьи стихи мы будем читать? Читайте слоги через один (или сначала
в кружках, затем в квадратах) и вы прочтете фамилию, имя и
отчество замечательного поэта XIX века.
ФЕНОВИЧДОРТЮТИВАЧЕВ
Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Рифма, ритм,
образные слова).
А кто может предположить, с какой целью читают стихи? (Чтобы
получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать
чтото новое.)
Каждый человек по своему видит и оценивает предметы и явления.
Если мы узнаем, поймем, как видят и чувствуют весну поэты, мы свами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу
другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше
понимать людей.
Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах пригревает
солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут
ручьи, теплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть
трава, появляются листья, расцветают цветы...)
А только ли видно весну? (Ее еще слышно. Журчат ручьи, капель,
птички щебечут...)
Давайте послушаем голоса весеннего леса (прослушивание записи).
Откройте учебники на странице 109.
Давайте прочитаем
и попробуем разгадать весенние загадки.
Чтение и разгадывание загадок
Первичное чтение стихотворения «Зима не даром злится...»
III.
III.
Учитель читает. Дети следят по тексту.
Послушайте,
что пишет о наступлении весны Ф.И.
Тют
чев.
V.Первичная проверка понимания, работа с текстом
1.Беседа.
Понравилось ли вам стихотворение?
Ответьте на вопрос после стихотворения.
Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите
и прочитайте эти строки.
Как названа Зима? (Ведьма злая.)
А весна? (Прекрасное дитя.)
Это рассказ (повествование) или описание?
Если рассказ, то главное, это действия. Запомнились ли вам какието
строки?
Что делает Весна?
А Зима?
Такой поэтический прием, когда предметы изображаются как живые
существа называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.
Какое настроение вызывает чтение этого стихотворения? А какое
настроение у поэта? Он радуется или печалится?
С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.
2.Выразительное чтение (34 человека).
Замечательно справились,
что автору бы понрави
думаю,
лось.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы над новым материалом
1. Первичное чтение учителем стихотворения «Весенние воды».
2. Звучит «Апрель» П.И. Чайковского. Какое настроение передает нам поэт?
Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения? (Быстрое
движение и блеск воды, ее шум, свет солнца вызывают бурную
радость: ее возвещают воды. Она сменяется ожиданием «тихих,
теплых майских дней». Здесь настроение сменяется тихой, светлой
радостью.)
Прочитайте первые 2 строчки стихотворения «Весенние воды». О каком
периоде весны в них говорится?
Какие звуки мы слышим? Опишите их.
Что значит «гласят»?
Прочитайте вопросы на с. 112 и ответьте на них.
3. Повторное выразительное чтение стихотворения учащимися.
VIII. Итог урока
Какие стихотворения мы сегодня прочитали?
Какие моменты весны мы сегодня увидели в стихах?
Домашнее задание
1.Еще раз перечитать стихотворения.
2.Нарисовать иллюстрацию к любому из них.
Выучить одно стихотворение наизусть.