Урок 24 НАБЛЮДАЕМ ЗА ЗНАЧЕНИЯМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ Цель: обучить построению словосочетаний и вычленению их из предложений. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 24
НАБЛЮДАЕМ ЗА ЗНАЧЕНИЯМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Ц е л ь : обучить построению словосочетаний и вычленению их из
предложений.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Осиновый л.сточ.к спуст.лся (на) землю (на) тонк.й п.утинк..
– В окончании какого слова вы смогли решить орфографическую задачу, а
какого – еще нет?
– Объясните все орфограммы на месте пропусков.
– Назовите словосочетания из этого предложения, указывая на их значение.
III. Работа по теме урока.
1. Р а б о т а в п а р а х .
У п р а ж н е н и е 97 (тетрадьзадачник).
– Объясните правописание букв на месте пропусков.
– В какой части слова находится орфограмма?
– На что указывает (а)?
– Что же такое словосочетание?
– Какие требования мы предъявляем к словосочетанию?
– Подберите слова, подходящие по смыслу к данным глаголам.
– Укажите, к какой части речи относится зависимое слово.
2. У п р а ж н е н и е 98.
– Рассмотрите картинки.
– Чем отличаются изображенные тетрадки?
– Составьте словосочетания.– Какое значение имеют словосочетания? (Таблица на с. 44.)
– Какой частью речи являются зависимые слова?
3. У п р а ж н е н и е 99.
– Какие вопросы нужно стараться задавать в словосочетаниях?
(Смысловые.)
– Назовите вопросы по смыслу, которые мы можем назвать от слова ШЕЛ.
– Впишите вопросы в схему упражнения.
– Подберите зависимые слова, впишите их.
– К каким частям речи относятся зависимые слова?
– Какое значение имеет каждое из словосочетаний?
– Попробуйте составить предложение, используя все словосочетания.
– Какой член предложения необходимо добавить, чтобы оно имело смысл?
(Подлежащее.)
– Почему предложение не получилось? (Много слов.)
– Какой же можно сделать вывод? (Такие громоздкие предложения
строить не надо.)
III. Самостоятельная работа.
– Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Запишите
предложения.
I вариант.
На … черемухи … щебечут … птицы.
II вариант.
… распустились на … шиповника … цветы.
– Подчеркните в предложениях грамматическую основу.
– Выпишите словосочетания. В скобках укажите значение словосочетаний.
(Взаимопроверка.)
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыгскок, прыгскок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише; высоко
Прыгай на носках легко.IV. Коллективная работа.
1. П р е д л о ж е н и я записываются под диктовку.
Высится над землей красная шляпка опасного мухомора. Изза ядовитого
сока люди не дотрагиваются до гриба.
– Какие вопросы называют падежными?
– Какие смысловые вопросы вы запомнили?
– Какие вопросы в словосочетаниях мы стараемся задавать?
– Выпишите основу первого предложения. (Высится шляпка.)
– От какого слова будем задавать вопросы сначала? (От подлежащего.)
– Назовите зависимые от подлежащего слова.
– Выпишите словосочетания, задавайте вопросы в скобках.
шляпка (какая?) красная
шляпка (чего?) мухомора
– Что обозначают эти словосочетания?
– От какого слова теперь будем искать зависимые слова? (От сказуемого.)
выситься (над чем? где?) над землей
– Какой вопрос вы выберете? Почему?
– Какое значение у словосочетания?
– От какого слова будем задавать вопрос сейчас? (От второстепенного
члена.)
мухомора (какого?) опасного
– Какое значение имеет это словосочетание?
(Аналогично проводится работа со вторым предложением.)
2. И г р а «Выбери вопрос».
На доске записаны словосочетания. Ребята перекидывают друг другу
мячик. Тот, кто его ловит, выбирает, обосновывая свой ответ, нужный вопрос
и называет значение словосочетания.
плавание (где? по чему?) по реке
поехали (за что? куда?) за Волгу
следы (какие? чьи?) лисьи.
веселился (чем? когда?) вечером
вернулся (откуда? из чего?) из поездки
свитер (какой? чей?) мой
в реке (какой? когда?) вечерней
жаловался (куда? на что?) на боль
прислал (куда? кому?) бабушке
V. Итог урока.
– У всех получается правильно выписывать словосочетания
и определять их значения?– Какую задачу поставим перед собой на следующий урок?
Домашнее задание: упражнение 100 (1е и 2е предложения).